Квазары — неразгаданная тайна космоса

Дата публикации: 16 Март 2012 l автор:

Откуда черпает столько энергии этот загадочный объект? Приблизительно так в те годы формулировали загадку природы квазаров. Именно так — через четыре десятилетия — этот вопрос стоит и сегодня. В представлениях о природе квазаров почти ничего не прояснилось.

Первый же вопрос по поводу этой загадки природы: Какова протяжённость столь мощного источника излучений? Воззрение специалистов на эту проблему проблем в естествознании удивляет больше, чем само это загадочное явление.

В 1970 году в Москве Академия пед. наук СССР издала шикарную научно-популярную книгу «Познание продолжается», где о загадке квазаров на стр. 26 — 29 рассказывается следующее:

«В 1963 году было обнаружено, что положение некоторых радиоисточников очень маленького углового размера совпадает с положением отдельных слабых звёзд. Но известно, что обычные — слишком маломощные радиоисточники, чтобы их радиоизлучение можно было обнаружить. Поэтому открытые объекты сразу привлекли к себе пристальное внимание. Неожиданно оказалось, что спектр этих радиозвёзд содержит много ярких линий излучения (в отличие от тёмных линий поглощения, типичных для нормальных звёзд), которые не поддаются расшифровке: Было неясно, каким химическим элементам принадлежат спектральные линии. С такой ситуацией астрономы сталкивались, пожалуй, впервые. Наконец работающий в США голландский астроном М. Шмидт нашёл ключ к разгадке странного спектра. Оказалось, что спектральные линии принадлежат хорошо знакомым химическим элементам, только эти линии сдвинуты в сторону красной части спектра очень сильно, имеют большое красное смещение.

Величиной красного смещения обычно называют число, показывающее, как относится изменение длины волны любой линии в спектре к первоначальной длине волны этой линии. Это число обычно бывает много меньше единицы. Для звёзд нашей Галактики оно не выше 0,001, а для большинства исследовавшихся галактик, оно составляет 0,003 — 0,1. Самые далёкие галактики, которые можно исследовать с помощью крупнейших телескопов, имеют красное смещение 0,2 — 0,5. Красное смещение двух самых ярких радиозвёзд оказалось близким к красному смещению далёких галактик — 0,16 и 0,37.

Это говорит о том, что если их красное смещение, как и у галактик, вызвано расширением Вселенной, то обнаруженные объекты лежат очень далеко. Они не похожи на галактики. Эти объекты выглядят маленькими точками, как звёзды, внешне отличаясь от большинства из них только голубым цветом. Они получили название к в а з и з в ё з д н ы е (т. е. похожие на звёзды) р а д и о и с т о ч н и к и, или, сокращённо, к в а з а р ы.

Поскольку квазары видны с колоссальных расстояний, они должны излучать света в […!] раз больше, чем нормальные галактики, а их радиоизлучение по мощности в […!] раз.

Самый близкий квазар (он известен под номером 3С 273) находится на расстоянии около […!] миллиардов световых лет от нас, и тем не менее его можно наблюдать даже в небольшой телескоп, в который можно увидеть лишь несколько ближайших галактик. Рядом с этим квазаром на фотографиях заметно направленное на него маленькое вытянутое облачко, очень напоминающее выброс из ядра радиогалактики Дева. Оно также является источником радио излучения. Сами квазары по многим характеристикам очень похожи на ядра галактик, находящиеся в возбуждённом состоянии, выбрасывающие газ и быстрые частицы.

Таким образом, нащупывается нить, связывающая квазары с уже знакомыми нам объектами. Не исключена возможность, что квазары — это ядра галактик, [тех,] которые светят слишком слабо, чтобы мы могли их видеть.

Размер квазаров удивительно мал (разумеется, по галактическим масштабам), и доказательством этому служит тот факт, что некоторые из них довольно быстро и беспорядочно меняют свой блеск. Например, яркость квазара 3С 273 иногда заметно изменяется в течение нескольких недель или даже дней. Из этого следует вывод, что его размер не может превышать нескольких световых дней, иначе он целиком , как единый объект, не мог бы так быстро менять свою яркость. Это рассуждение может относиться не ко всему квазару, а к тем его областям, которые дают основной вклад в излучение.

Существуют и иные предположения. Некоторые исследователи считают, например, что квазары хотя и находятся за пределами нашей Галактики, но расстояние до них во много раз меньше, чем это следует из красного смещения. Иными словами, их красное смещение в основном вызвано не расширением Вселенной, как у галактик, а иными причинами. При этом масса и светимость квазаров может и не быть очень большой. Например, квазары могут быть маленькими газовыми сгустками, летящими с около световой скоростью, выброшенными когда-то нашей или какой-нибудь соседней галактикой.

Можно предположить и другое: квазары отнюдь не имеют больших скоростей, а красное смещение вызвано движением света в сильном гравитационном поле. Красное смещение возникает оттого, что луч света, вырываясь из сильного гравитационного поля, создаваемого очень плотными телами, теряет часть своей энергии и, следовательно, увеличивает длину волны. Однако гипотезы, основанные на этих предположениях, пока не могут объяснить всей совокупности известных данных и, пожалуй, делают природу квазаров ещё более непонятной. Поэтому большинство учёных продолжает считать квазары самыми далёкими объектами.

Сейчас известно более сотни квазаров. Самые далёкие из них имеют такое большое красное смещение, что испускаемые квазарами невидимые ультрафиолетовые лучи становятся видимыми, попадают в видимую часть спектра.

Пространство пара в пене расширяется, как космологическое пространство ячеистой структуры. Пузыри мыльной пены подобны этим ячейкам Вселенной. Как мыло пены распределяется плотная масса материи в расширяющемся космологическом пространстве. Гравитационные силы космических скоплений масс удерживают их друг с другом подобно упругости мыльных пузырей. Мыльные пузыри пены раздуваются давлением пара в них, космологические пузыри раздуваются космологическим полем. Жидкость мыла стягивается по стенкам пузырей. Галактики , удаляясь друг от друга в плоскости стенок космологических пузырей летят на космологические струны, устремляясь к концам этих линий пересечения плёнок Пены. На такие линии в пене стекают и мыло, и галактики.

По этим струнам и мыло, и скопления галактик стягиваются к узловым точкам пены. По мере приближения к этим узлам скопления галактик сливаются в сверхскопления сверхгалактик. И мыло пены в ванне и галактики стягиваются в узловые точки пузырей. В космической пене эти точки и являются квазарами. Туда миллиардами лет падают галактики скоплениями и сверхскоплениями.

Там они исчезают в таком поле тяготения, из которого не может вырваться даже излучение. Коллапс влетающих в чёрную дыру галактик происходит непрерывно миллиарды лет. Красное смещение, удивительно большое в излучении нагретого вещества в сжимающемся пространстве, не соответствует закону Хаббла о пропорциональности расстоянии до источника излучения величине красного смещения. Эта формула неверна.

Свет от квазара — это свет вспышки в последний момент жизни материи, влетающей в чёрную дыру квазара. Скорость падания в эту дыру — околосветовая. Поэтому красное смещение их света столь удивительно большое. Резко возрастающее ускорение свободного падения тел в приближающийся квазар становится невообразимо большим.

earth-chronicles.ru