Наш мозг не различает сон и явь

Дата публикации: 28 Октябрь 2011 l автор:
Наш мозг не различает сон и явь

Активность мозга при движениях руками: слева — во время бодрствования, справа — во время сна; разным цветом показаны участки, контролирующие левую и правую руки

Когда мы спим и видим сны, в мозге наблюдается точно та же активность, которая бы наблюдалась, если бы человек не спал, а бодрствовал. Чтобы мы не делали во сне: бегали, прыгали, летали, танцевали — наш мозг все равно бы воспринимал  это так, как если бы это происходило в действительности.

Именно к этому выводу пришли ученые Института психиатрии знаменитого Общества имени Макса Планка, г.Мюнхен. Они пришли к такому выводу, изучив продолжительную активность мозга спящих добровольцев. Задача оказалась довольно непростой и не такой очевидной, как казалось на первый взгляд: для того, чтобы получить точные результаты, пришлось найти людей, искушённых в управляемых снах.

Исследовать нейрофизиологию сновидений — весьма непростое дело. Во-первых, мы далеко не всегда помним, что именно снилось нам. Во-вторых, как ученым сопоставить активность мозга со сценами из сна? Для этого, естественно, нужно, чтобы человек и спал, и сообщал исследователям, что же он видит во сне. Задачу просто нельзя было разрешить, если бы не известный феномен управляемого сна. Управляемые сны далеко не редкость, их видит чуть ли не половина человечества.

Главной особенностью феномена является то, что человек во сне понимает, что это ему только снится, — соответственно он может контролировать, в определенной степени, свои действия. Такие сны случаются крайне нерегулярно, однако при помощи тренировок человек может получить над сном весьма больший контроль.

Ученые предложили шести людям, которые практикуют управляемые сны, принять участие в смелом эксперименте. По условию эксперимента, им обязательно должно было присниться то, как они сжимают правую либо левую руку. Когда добровольцы впадали именно в управляемый сон, они должны были подавать знак движением своих глаз. Спать эти люди должны были, естественно, в МРТ-сканере, при помощи которого исследователи решили наблюдать за меняющейся активностью мозга.

По словам исследователей, опубликованным в научном журнале Current Biology, лишь двоим из шестерых добровольцев действительно удалось погрузиться в управляемый сон в таких условиях. Тем не менее, при помощи пары других участников эксперимента удалось доказать, что активность моторной коры нашего мозга, отвечающей за левую либо правую руки, во время снящегося активного движения, была точно такой же, как если бы при бодрствовании человек сжимал руку не в состоянии сна, а наяву. Сновидение — это действительно не кино: в его восприятии участвует весь наш мозг, а не только лишь зрительный анализатор.

Но тогда почему мы тогда не прыгаем, не бегаем, не танцуем, когда видим соответствующие сны? Ученые говорят, что во время сна молчит область нашего мозга, которая отвечает как раз за принятие решений, к примеру, за решение сжать руки. И, вероятно, именно поэтому активность нашей моторной коры, которая отвечает за движения, не реализуется. И именно поэтому те, кто погружается в управляемый сон, прекрасно осознают, что они спят. Поэтому говорить, что наш мозг неспособен различить сон и явь, можно только до известной степени.

В скором будущем ученые, проводившие исследование хотят привлечь намного больше людей, видящих подобные управляемые сны для анализа мозговой активности во время некоторых сложных движений: к примеру, было бы весьма интересно узнать, что на самом деле совершает наш мозг, когда мы парим во сне.

1. феномен управляемого сна. Такие сны не редкость, их видит половина человечества.

вот уж сильно сомневаюсь на счёт «половины»!

2. мы все персонажи великого сна и сон продолжается.. даже сейчас

3. фильм «матрица» напоминает?)

4. Осознанные сновидения — правильный ход мысли: