Снимок телескопа Hubble: Туманность, звезда которой исчерпала свое ядерное топливо

Дата публикации: 9 Май 2012 l автор:

Туманность Egg Nebula

Звезды, которые исчерпывают свое ядерное топливо, проходят через короткую стадию их цикла жизни — стадию протопланетарной туманности. Несмотря на название этой стадии она не имеет к планетам совершенно никакого отношения. В течение нескольких тысяч лет, что по космическим масштабам можно считать одним коротким мгновением, горячие остатки стареющей звезды в центре туманности подогревают газ и пыль, заставляя эту туманность светиться подобно планетарной туманности в которой идут процессы формирования планет. Такая короткая продолжительность жизни протопланетарных туманностей означает, что в космосе они являются достаточной редкостью.

Помимо вышесказанного протопланетарные туманности очень тусклы, что означает, что их можно рассмотреть, используя только самые сильные телескопы. Протопланетарная туманность, о которой сейчас пойдет речь, называется Яйцевидной туманностью (Egg Nebula), RAFGL 2688 и CRL 2688. Она была открыта всего 40 лет назад и до сих пор существуют некоторые аспекты таких космических объектов, которые являются тайной для ученых-астрономов и ученых-астрофизиков.

Туманность Egg Nebula #2

В центре первого изображения, полученного с помощью космического телескопа Hubble, находится центральная звезда туманности, полностью скрытая в густом облаке пыли и газа. Из-за этого мы не можем видеть звезду непосредственно, зато на снимках четко видно четыре пучка света, которые пробиваются от звезды наружу через бреши в газопылевом облаке.

Считается, что эти бреши или отверстия в облаке появились в результате выбросов струй материи звезды в окружающее пространство, так называемых джетов. Точный механизм и процессы с помощью которых джеты пробивают себе путь в открытое пространство только в определенных точках, наверняка неизвестны ученым. Одним из предположений является то, что в центре туманности находится не единственная звезда, а двойная звездная система.

Слоистая структура газопылевого облака, весьма напоминающая строение луковицы, является следствием периодических взрывов, выбрасывающих в пространство множество материи умирающей звезды. Эти взрывы, как правило, происходят раз в несколько сотен лет.

Астрономам неизвестно точное расстояние до звезды туманности Egg Nebula, но по некоторым признакам оно приблизительно равно 3 тысячам световых лет от Земли. Это означает, что у астрономов нет никаких точек привязки для того, что бы точно определить размеры туманности. Ведь она может быть дальше и больше, или наоборот, ближе и меньше.