Важнейший научный миф: информация в природе. (Эрвин Ласло)

Дата публикации: 13 Апрель 2012 l автор:

В этой главе мы предпримем попытку найти ответ на загадки целостности, обнаруженные учеными в различных сферах научных исследований. Ответ, как мы узнаем, кроется в присутствии в природе активного и действенного вида информации — «ин-формации» — которая связывает все во Вселенной путем создания практически мгновенно действующих связей. Это важнейший научный миф, который, возможно, раскроет тайны согласованности и предложит основание для теории, которая действительно станет теорией всего.
Обзор загадок, обнаруженных в передовых областях науки, — это подготовительный этап, после него мы можем приступить к выполнению задачи, которой посвящена первая часть этой книги: открытию основания для научно обоснованной целостной теории всего. Мы поняли кое-что очень важное. Мы выяснили, что для того, чтобы объяснить растущее число вещей и процессов, которые, без сомнения, реальны и, вероятно, существенны, в репертуар законов и концепций современной науки необходимо добавить новый фактор. Что это за новый фактор? Посмотрим на основные открытия.

Поразительно тесные связи существуют на уровне кванта: каждая частица, которая когда-либо находилась в одинаковом квантовом состоянии с другой частицей, остается связанной с ней загадочным неэнергетическим способом. Вселенная в целом обнаруживает точно настроенные связи, которые не поддаются здравым объяснениям. Постдарвиновская эволюционная теория и квантовая биология открывают не менее загадочные связи внутри организма, а также между организмом и окружающей средой.

Связи, которые обнаруживаются в передовых областях исследований сознания, не менее странны: они представляют собой связи между сознанием одного человека и сознанием и телом другого.
Эти связи существуют между частицами, которые составляют материальное наполнение Вселенной, а также между частями или элементами целостной системы, состоящей из частиц. Связи тонко сонастраивают частицы и элементы систем, создавая их не ограничиваемую пространством и временем согласованность.
Удивительные нелокальные формы согласованности обнаружены в таких разнообразных сферах, как квантовая физика, космология, эволюционная биология и исследования сознания. Некоторые физики, среди которых Джон Белл и Крис Кларк, предполагают, что нелокальность на самом деле может являться глубинной реальностью: обычные, так называемые классические или несогласованные состояния (состояния, в которых вещи имеют единственное местоположение и определенный набор физических характеристик), могут оказаться простым следствием того, как мы взаимодействуем с объектами среднего размера, которые не являются ни маленькими, как кванты, ни большими, как космос.
Вне зависимости от верности таких предположений понятно, что нелокальная согласованность имеет огромное значение. Она сигнализирует о том, что во Вселенной есть не только материя и энергия, но и незаметный, но реальный элемент — элемент, который связывает и порождает наблюдаемые формы согласованности.
Определение этого связующего элемента помогло бы раскрыть загадки, существующие в передовых областях научных исследований, и найти путь к новой, более плодотворной парадигме. Мы можем сделать первый шаг к этой цели, подтвердив, что информация существует и играет решающую роль в природе не в форме обычной информации, а в качестве ин-форма- ции — активной физически действенной разновидности, которая формирует получающего ее, будь это квант, галактика или человеческое существо.
Мы исследуем этот важнейший научный миф, определив физическое происхождение ин-формации в природе. Вместе с Дэвидом Бомом, Гарольдом Путхоффом и другими учеными мы рассмотрим ее истоки в сложном и пока еще не до конца понятом квазибесконечном море энергии, называемом квантовым вакуумом.

КВАНТОВЫЙ ВАКУУМ ИЛИ НАПОЛНЕННОСТЬ?
Появление физического вакуума
Вакуум в общепринятом смысле означает пустое пространство. В космологии этот термин используется для обозначения космического пространства в отсутствие материи. В классической физике такое пространство считалось пассивным, невещественным и евклидовым, то есть плоским. Но в XIX веке физики предположили, что космическое пространство в действительности не является плоским: оно наполнено невидимым энергетическим полем, которое они назвали светоносным эфиром. Полагали, что эфир создает трение, когда тела движутся сквозь него, и таким образом замедляет их движение. Но это предположение не подтвердилось. В начале XX века в известных экспериментах Михельсона-Морли ожидаемый эффект не был обнаружен, и эфир исчез из физической картины мира. Его место занял абсолютный вакуум — пространство по-настоящему пустое, когда в нем нет материи.
Но концепция пустого пространства господствовала недолго. Теория относительности Эйнштейна наполнила пространство временем в четырехмерной матрице, которая взаимодействует с материей. Последующие наблюдения и эксперименты показали, что эта матрица имеет собственную физическую реальность. В больших теориях всего, разработанных во второй половине XX века, корни всех полей и сил уходят в единый вакуум. Таким образом, вакуум не является ни пустым пространством, ни исключительно геометрической структурой: это физически реальная среда, которая взаимодействует с материей и создает физически реальные эффекты.
Это понимание в последние 40 лет возникало постепенно, но неотвратимо. В 1960-х годах Поль Дирак показал, что колебания фермионных полей (полей материальных частиц) вызывают поляризацию поля нулевой энергии вакуума, и таким образом вакуум, в свою очередь, влияет на массу, заряд, спин или вращательный момент частиц. Примерно в то же время Андрей Сахаров предположил, что феномены относительности (замедление хода часов и сжатие длины при приближении к скорости света) являются результатами эффектов, возникающих в вакууме из-за экранирования нулевого поля заряженными частицами. Это была революционная идея, так как в этой концепции вакуум — это нечто большее, чем четырехмерный континуум теории относительности: это не просто геометрия пространства-времени, а настоящее физическое поле, создающее реальные физические эффекты.
Физическая интерпретация вакуума через поле нулевой энергии получила подтверждение в 1970-х годах, когда Пол Дэвис и Уильям Унру выдвинули гипотезу, которая разграничивает равномерное и ускоряющееся движение в поле нулевой энергии. Равномерное движение не возмущает это поле, оставляя его изотопическим (одинаковым во всех направлениях), в то время как ускоряющееся движение создает тепловое излучение, которое нарушает его симметрию. За 1990-е годы было проведено бесчисленное количество исследований для того, чтобы проверить это предположение.
Гарольд Путхофф и Бернард Хайш с коллегами разработали сложную теорию, согласно которой сила инерции, гравитации и даже масса являются следствиями взаимодействия заряженных частиц с полем нулевой энергии. Путхофф утверждает, что сама стабильность атомов объясняется взаимодействием с вакуумом.

Множащиеся доказательства реальности физического вакуума
Было выяснено, что ударные волны распространяются в межзвездном пространстве. Астрономы в Рентгеновской обсерватории Чандра НАСА обнаружили волну, созданную сверхмассив- ной черной дырой в скоплении галактик Персея, находящуюся примерно в 250 миллионах световых лет от Земли. Она перемещалась в вакууме последние 2,5 миллиарда лет. (Частота волны соответствует ноте си бемоль. Мы не можем ее услышать: она на 57 октав ниже среднего до, то есть более чем в миллион миллиардов раз ниже пределов человеческого слуха.) Тот факт, что волна перемещается в вакууме, подтверждает, что вакуум не пуст и не пассивен: это активная, физически реальная среда, в которой реальные события создают физически реальные волны.
При рассмотрении феноменов меньшего масштаба физическая реальность вакуума остается не менее очевидной. Оказывается, что сама жизнь зависит от взаимодействий с вакуумом. Доказательства связаны с природой связей среди молекул воды.
Мы знаем, что живые организмы на 70% состоят из воды. Но не было известно, что качества воды делают возможной саму жизнь. Эти качества объясняются не химическим составом H2O молекул воды. Эти связи более чем в 10 раз слабее, чем обычные химические. Из-за растяжения молекулярных связей между атомами водорода и атомом кислорода каждая капля воды представляет собой непрерывно формирующуюся и изменяющуюся смесь молекулярных структур. Феликс Франкс из Кембриджа показал, что эта гибкость объясняется взаимодействием связей с вибрациями на квантовом уровне в поле нулевой энергии.
Утверждение, что вакуум — это сложная и физически реальная среда, поддерживается и существующими данными о поле Хиггса. Поле Хиггса (и бозон Хиггса — частица, которая, как полагают, с ним связана) отличается от всех известных физике полей. В случае всех других полей область пространства имеет самый низкий из возможных уровень энергии, когда энергия поля снижается до нуля. В случае поля Хиггса это не так. Самый низкий уровень энергии в области пространства наблюдается, когда энергия поля Хиггса имеет определенное значение, которое нулем не является. Это означает, что при самом низком уровне энергии во Вселенной ее поля и силы вовсе не находятся на нуле: в таком «основном» и «самом вероятном» состоянии Вселенная наполнена активными полями.
Физики вводят ненулевое поле Хиггса, чтобы объяснить одну из основных загадок в своей дисциплине. Так называемые материальные частицы имеют массу (даже нейтрино, которые долго считались массой не обладающими, согласно современным представлениям, имеют определенный вес), но как они приобрели массу — не понятно. Современная гипотеза состоит в том, что частицы приобретают массу через взаимодействие с полем Хиггса. Масса, которую они приобретают, пропорциональна силе поля Хиггса, помноженной на силу их взаимодействия. Даже масса загадочной темной материи во Вселенной, вероятно, возникла во взаимодействии с полем Хиггса — точнее, с определенной разновидностью поля Хиггса. В отсутствие разновидностей поля Хиггса во Вселенной не было бы ничего, что мы можем наблюдать, — не было бы и нас самих.

Вакуум и судьба Вселенной
Квантовый вакуум может быть ответствен и за судьбу Вселенной. Вселенная может быть плоской (когда свет, за исключением моментов приближения к крупным телам, движется по прямой), открытой (с бесконечно расширяющимся пространством- временем, которое искривлено отрицательно, как поверхность седла) или закрытой (когда расширение преодолевается гравитацией в пространстве-времени, которое искривлено положительно, как поверхность шара). В будущем она может продолжить расширяться, может сжаться и разрушиться, а может остаться в равновесии между расширением и сжатием.
Прежде считалось, что значение гравитационной силы, связанной с имеющими массу частицами (материей), было тем фактором, который определяет, какой из возможных вариантов космического будущего станет реальным. Если количество материи во Вселенной превышает «критическую плотность» (5 х 10-26 г/см3), гравитационное притяжение превысит силу инерции, порожденную Большим взрывом. Тогда расширение галактик остановится, и Вселенная станет закрытой. Однако если плотность материи ниже критического показателя, ее гравитационное притяжение будет более слабым, и сила расширения продолжит преодолевать ее — мы будем жить в открытой Вселенной. Но если плотность материи находится точно на критическом уровне, сила расширения уравновесит силу гравитации, и таким образом Вселенная останется балансировать на лезвии бритвы между расширением и сжатием.
Вопрос относительно плотности материи и, следовательно, того, является ли Вселенная открытой, закрытой или плоской, был разрешен при помощи данных, полученных во все более точных измерениях. В 1998 году проект Boomerang (Аэростатные наблюдения реликтового излучения и геофизики) представил наблюдения микроволнового реликтового излучения, за чем последовали наблюдения MAXIMA (измерение анизотропии микроволнового фона) и DASI (интерферомера с градусным угловым разрешением, размещенного на Южном полюсе). В феврале 2003 года были представлены открытия WMAP (космического аппарата, предназначенного для изучения реликтового излучения, запущенного на орбиту Земли 30 июня 2001 года). Неожиданных данных получено не было, но были уточнены предыдущие оценки. В результате можно с уверенностью сказать, что мы живем в плоской Вселенной.
Однако критическим является не только фактор плотности материи: судьба Вселенной определяется и внутренней энергией вакуума. Если вакуум обнаруживает силу отталкивания, наша плоская Вселенная будет расширяться вечно. С другой стороны, если энергия вакуума отрицательна, сила притяжения преодолеет силу отталкивания, и Вселенная разрушится.
Когда стала доступна более точная информация о разбегании далеких галактик, оказалось, что Вселенная не просто расширяется, а расширяется гораздо быстрее, чем предполагали космологи. Очевидно, что энергия, ответственная за расширение, должна учитываться в уравнениях. Космологи вновь ввели термин Эйнштейна «космологическая константа». Они пришли к общему выводу, что энергии, представляемые космологической константой, выводятся из вакуума.
Однако нет единого мнения, как вывести значение энергий вакуума. Значение, выведенное из уравнений стандартной модели физики частиц, значительно больше энергии, необходимой для объяснения наблюдаемого разбегания галактик. Если бы энергия вакуума была настолько огромной, как показывают такие вычисления, во Вселенной было бы столько энергии, что разбегались бы не только далекие галактики: все галактики, звезды и планеты мгновенно разлетелись бы в разных направлениях. Вселенная расширялась бы как быстро надуваемый шар. Вблизи нас пространство было бы почти пустым.
Вакуум оказывается космической средой, которая переносит световые волны (фотоны) и волны плотности, проявляет силу, которая может решить судьбу Вселенной, и наделяет частицы, которые нам известны как материя, массой. Такая среда — это не абстрактная теоретическая сущность. Это не вакуум, а физически реальная и активная наполненность.

ИНФОРМАЦИЯ В КВАНТОВОМ ВАКУУМЕ
Физический вакуум, в действительности являющийся космической наполненностью, объединяет наблюдаемую Вселенную. Он переносит свет, энергию и давление. Может ли он быть ответственным за удивительную согласованность, открытую на всех уровнях в природе, от квантового до космического? Может ли он сохранять и передавать активную форму информации?
Эта вероятность была описана несколькими передовыми исследователями. Джон Уилер заявил, что информация во Вселенной является даже более основополагающей, чем энергия. Гарольд Путхофф писал: «…На космологическом уровне существует равновесие между никогда не прекращающимся движением материи на квантовом уровне и окружающим полем нулевой энергии. Вследствие этого мы буквально, физически, находимся „в контакте» со всем космосом, так как делим с далекими частями Вселенной колеблющиеся поля нулевой энергии». И, добавил он: «Кто скажет, не несет ли, модуляция таких полей значимой информации в качестве известной концепции „Силы»?»
Опыт нахождения в космосе Эдгара Митчелла, астронавта «Аполлона», привел его к подобному заключению. По мнению Митчелла, информация является одной частью «диады», вторая часть которой — энергия. Это часть самого вещества Вселенной. Информация присутствует везде, сказал он, и так было с самого начала. Квантовый вакуум — это «голографический информационный механизм, который фиксирует исторический опыт материи». Информация, которая здесь имеется в виду, явно активная — это ин-формация. Вопрос в том, как механизм ин-фор- мации действует в квантовом вакууме: как он фиксирует «исторический опыт материи»?
Ответ на этот кажущийся непостижимым вопрос неожиданно прост. Мы можем представить его в общих чертах.
Мы знаем, что взаимодействия между вещами в физическом мире опосредуются энергией. Энергия может принимать много форм — она бывает кинетической, тепловой, гравитационной, электрической, магнетической, ядерной или потенциальной. Но во всех формах энергия передает некое воздействие от одной вещи к другой, из одного места и одного времени в другое место и другое время. Это так, но это еще не вся правда. Энергия должна через что-то передаваться, она не действует в вакууме. В настоящий момент ученые приходят к заключению, что она все же действует в вакууме, точнее, в квантовом вакууме. Этот вакуум вовсе не пуст: как знаем, это активная физически реальная космическая наполненность. Она передает не только свет, гравитацию и энергию в разнообразных формах, но и информацию — вернее, ин-формацию.

Краткая справка
Что такое ин-формация?
Чем ин-формация не является. Теория ин-формации — это не то же самое, что и стандартная теория информации, потому что информация не является информацией, соответствующей какому-либо научному или бытовому определению. Это не знание о каком-либо факте или событии, не структура канала передачи, не уменьшение неопределенности среди множества возможных вариантов выбора.
Информация как знание об объектах и событиях может передаваться при помощи ин-формации, но сама ин-формация отличается от информации в ее обычном определении.
Чем ин-формация является. Ин-формация — это тонкая, почти мгновенная, не исчезающая и не энергетическая связь между объектами, расположенными в разных точках пространства, и событиями в разных точках времени. Такие связи называются «нелокальными» в естественных науках и «трансперсональными» в исследованиях сознания. Ин-формация связывает объекты (частицы, атомы, молекулы, организмы, экологические ниши, солнечные системы, целые галактики, а также разум и сознание, связанные со всеми ними) вне зависимости от того, как далеко друг от друга они расположены и сколько времени прошло с тех пор, когда между ними установились связи.

Ин-формация, передаваемая через вакуум, может объяснить загадочные формы согласованности, которые мы обнаруживаем в различных сферах природы. Этот процесс может быть описан на основании теорий, созданных в передовых областях новой физики.
Вызвавшая много споров теория, выдвинутая русскими физиками Г. И. Шиповым и А. Е. Акимовым с коллегами, предлагает математически выверенный расчет того, как близкие или далекие события могут связываться физическим вакуумом. Суть этой теории в том, что заряженные частицы «возмущают» основное состояние вакуума и создают в нем небольшие завихрения. В результате получается поле, являющееся системой вращающихся волновых пакетов электронов и позитронов. Там, где волновые пакеты взаимно согласованы, это торсионное поле электрически нейтрально. Если же волновые пакеты имеют противоположно направленные спины, система компенсируется не только зарядом, но и спиновым и магнитным моментами. Такая система является фитоном. Плотные совокупности фитонов тождественны модели вакуумного торсионного поля. Вихри этого поля несут информацию, связывая частицы с поразительной скоростью 109 секунд, то есть в один миллиард раз быстрее скорости света.
Теория, выдвинутая венгерским теоретиком Ласло Газдагом, предлагает аналогичное объяснение. В качестве основы предлагается хорошо известный факт, что частицы, обладающие квантовым качеством спина, имеют и магнитный эффект: они обладают особым магнитным моментом. Магнитный импульс, полагает
Газдаг, фиксируется в вакууме в форме небольшого завихрения. Подобно водоворотам, вакуумные завихрения имеют ядра, вокруг которых вращаются другие элементы — молекулы воды, если речь идет о воде, виртуальные бозоны (частицы силы), если речь идет о поле нулевой энергии. Эти небольшие завихрения несут информацию подобно магнитным импульсам на компьютерном диске. Информация, переносимая определенным завихрением, соответствует магнитному моменту частицы, которая его создала: это информация о состоянии той частицы.
Эти небольшие вращающиеся структуры путешествуют в вакууме и взаимодействуют друг с другом. Когда один или более вихрей встречаются, они образуют узор интерференции, который объединяет информационные цепочки частиц, создавших их. Этот узор интерференции несет информацию обо всей совокупности частиц, которые создали вихри.

ПРИТЧА О МОРЕ
Представленные выше теории сложно понять, но их основной смысл можно передать привычными для всех словами. Помочь в этом может пример с морем. Когда корабль перемещается по поверхности воды, он оставляет за собой след, что влияет на движение всех прочих кораблей в этой части моря. Каждый корабль — и каждая рыба, кит или объект в этой области моря — испытывает на себе влияние волн, расходящихся вслед за кораблем, и получает из них «информацию». Все суда и объекты приводят к появлению волн, а их волновые фронты пересекаются и создают узоры интерференции.
Если многие объекты движутся в волновой среде одновременно, эта среда становится модулированной: полной волн, которые пересекаются и взаимодействуют. Именно это происходит, когда несколько кораблей бороздят морскую поверхность. Когда мы смотрим на море с высоты — с прибрежной возвышенности или из самолета, — мы можем видеть следы всех кораблей, которые прошли через водное пространство. Мы также можем видеть, как следы пересекаются и образуют сложные узоры. Модуляция поверхности моря кораблями, идущими по нему, несет информацию о самих кораблях. Возможно определить местонахождение, скорость и даже вместимость судов при помощи анализа узоров интерференции волн, созданных ими.
По мере того, как новые волны накладываются на уже существующие, море становится все более и более модулированным, оно несет все больше и больше информации. В безветренные дни мы можем видеть, что оно остается модулированным на протяжении многих часов, а иногда и дней. Эти волновые узоры являются памятью кораблей, которые прошли по водному пространству. Если бы сознание, гравитация и береговые линии не уничтожали эти узоры, волновая память моря сохранялась бы бесконечно.
Теории Шипова, Акимова и Газдага дают научное описание процессу формирования волн и волновой памяти в среде, которая является не обычным морем, а квантовым вакуумом. Вихри, порождаемые в вакууме, распространяются как торсионные волновые поля. Волновые поля встречаются и создают волновые узоры интерференции. Последние содержат информацию о состоянии частиц, создавших вихри, — а их совместный узор интерференции содержит информацию о совокупности частиц, торсионные волновые поля которых вступили во взаимодействие. Таким образом вакуум несет информацию об атомах, молекулах, макромолекулах, клетках и даже организмах, группах и экологических нишах организмов. Не существует предела объему информации, который могут сохранить интерферирующие волновые поля вакуума. В конечном итоге они способны нести информацию о состоянии целой Вселенной.
Следует заметить, что информация, передаваемая в вакууме, не локализирована: она не имеет определенного местоположения. Подобно голограмме, вакуум несет информацию в рассредоточенной форме, присутствующей во всех точках, до которых распространились волновые поля. Интерферирующие волновые поля в вакууме являются естественными голограммами. Они распространяются почти мгновенно, и ничто не может ослабить или погасить их. Таким образом, природные голограммы являются космическими голограммами: они связывают — ин-форми- руют — все со всем.

Кратко о голограммах
Голограммы — это трехмерные изображения объектов, созданные при помощи специальной техники. Голографическая запись состоит из узора интерференции, созданного двумя лучами света (монохроматические лазеры и полупрозрачные зеркала лучше всего подходят для этой цели). Часть света лазера проходит через зеркало, а часть — отражается от объекта для записи. На фотографическую пластину попадает узор интерференции, созданный световыми лучами. Это двухмерный узор, сам по себе не имеющий смысла, простое скопление линий. Тем не менее, он содержит информацию об очертаниях объекта. Эти контуры могут быть воссозданы при освещении пластины светом лазера. Линии, зафиксированные на фотографической пластине, воссоздают узор интерференции лучей света так, что получается трехмерный образ объекта. Этот образ парит впереди и выше фотографической пластины и изменяется в зависимости от угла, под которым его рассматривают.
Интересно и важно то, что образ появляется вне зависимости от того, какая часть голографической пластины освещена, хотя он и становится менее отчетливым, когда освещаемая зона сокращается. Факт состоит в том, что информация, на которой основывается образ, присутствует во всей голографической записи.

ВХОД В ПОЛЕ АКАШИ
Идея, что информация присутствует в природе, — это повторяющаяся тема в культурной истории, но она нова для западной науки. Она ведет к признанию того, что информация — это не абстрактная концепция: в качестве ин-формации она имеет собственную реальность. Это часть физической Вселенной. И так как она присутствует везде в природе, легче всего ее представить в качестве протяженного поля.

Объяснение ин-формационного поля
Свидетельства существования поля, которое сохраняет и передает информацию, косвенны. Подобно другим полям, известным в современной физике, таким как гравитационное поле, электромагнитное поле, квантовые поля и поле Хиггса, ин-фор- мационное поле нельзя увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус или понюхать. Однако это поле порождает воспринимаемые эффекты. Так происходит со всеми полями, известными науке. Например, гравитационное поле нельзя воспринять непосредственно: когда мы роняем объект на землю, мы видим, как объект падает, но не видим поля, которое заставляет его упасть, — мы видим эффект воздействия гравитационного поля, а не само поле. Эффект воздействия этого поля — это гравитация среди отдельных масс. Теория общей относительности и другие, связанные с ней теории поля, стремятся показать, что гравитационное поле — это простейшее и самое непротиворечивое объяснение наблюдаемых эффектов. То же справедливо и в отношении электромагнитного поля, эффект воздействия которого состоит в передаче электрической и магнитной силы; поля Хиггса, предполагаемый эффект воздействия которого заключается в существовании массы частиц; и сильного и слабого полей ядерных взаимодействий, где эффектом воздействия является притяжение и отталкивание частиц, находящихся в непосредственной близости друг от друга.
В случае поля, которое могло бы объяснить присутствие ин-формации в природе, доказательством является загадочная, практически мгновенная форма согласованности, которая обнаруживается физическими, космологическими и биологическими науками, а также исследованиями сознания. Эти феномены требуют объяснения, и самым простым и логичным объяснением является поле, которое образует нелокальную связь между объектами.
Концепция ин-формационного поля нова для науки, но согласуется с ее историей. В истории современной науки идея, что объекты и события могут влиять друг на друга, не будучи связанными какой-либо физически реальной средой, была отвергнута. Объекты, которые оказывались связанными друг с другом через пространство (и, возможно, через время), считались связанными неким посредничающим физическим полем. Майкл Фарадей, например, предположил, что электрические и магнитные феномены связаны электрическим и магнитным полем — и это одно и то же поле: электромагнитное.
Электромагнитное поле Фарадея рассматривалось как локальное поле, связанное с определенными объектами. Джеймс Максвелл предположил, что электромагнитное поле не локально, а универсально: оно присутствует везде. Модификации электромагнитного поля перемещаются в пространстве со скоростью света. Изменяющееся электрическое поле порождает изменения в магнитном поле, и это, в свою очередь, изменяет поле электрическое.
Универсальное электромагнитное поле стало революционной концепцией, так как ее появление означало отказ от идеи пустого пространства как простого проводника сил, принимающих участие во взаимодействии частиц. Пространство, таким образом, стало протяженным универсальным полем, через которое передаются электрические и магнитные эффекты между частицами, расположенными как вблизи друг друга, так и на расстоянии.
Объяснение взаимного притяжения имеющих массу объектов имеет схожую историю. В теории Ньютона гравитация — это локальный феномен, внутреннее качество объектов, обладающих массой (хотя Ньютон был слегка озадачен этим качеством, как и Эрнст Мах впоследствии). В общей теории относительности Эйнштейн приписал гравитационную силу не отдельным объектам, а самому пространству-времени: гравитация, следовательно, стала универсальным полем.
Как мы знаем, недавно в физической картине мире появилась теория о другом универсальном поле — поле Хиггса. В настоящий момент существование поля Хиггса выводят из математической структуры частиц и их взаимодействий, как оно дано в стандартной модели физики частиц (хотя ожидается появление экспериментальных доказательств, когда заработают ускорители, достаточно мощные для того, чтобы достичь энергетического уровня «бозона Хиггса»). Подобно гравитационному, поле Хиггса тоже связано с массой, но не с качеством имеющих массу объектов: это поле объясняет само существование массы.
История концепции поля показывает, что, когда появляются феномены, требующие физического объяснения, ученые сначала пытаются дать объяснение, связанное с объектами, которые проявляют эти феномены. Когда теории развиваются, объяснительные идеи становятся более общими. Таким образом то, что изначально рассматривалось как локальные силовые поля, позднее понимается как универсальное поле, присутствующее во всех точках пространства и времени. Электрические и магнитные феномены теперь приписываются универсальному электромагнитному полю, взаимное притяжение несмежных объектов — универсальному гравитационному полю, а присутствие массы — универсальному полю Хиггса.
Пришло время добавить другое поле в научный репертуар универсальных полей. Хотя поля, как и другие сущности, не стоит множить без необходимости, кажется очевидным, что требуется еще одно поле для объяснения особого вида согласованности, обнаруживаемой на всех уровнях и во всех сферах природы — от микросферы квантов до мезосферы жизни и макросферы космоса. Это поле не является полем нулевой энергии, так как его качества превосходят те, что считаются в настоящий момент связанными с таковым полем. Это совсем другое поле, нам знакомы эффекты его воздействия, но пока мы не имеем его математического описания. Тем не менее, ясно, что это поле существует, так как оно создает реальные эффекты воздействия. Так же, как электрические и магнитные эффекты передаются электромагнитным полем, притяжение имеющих массу объектов — гравитационным, а притяжение и отталкивание среди частиц ядра — квантовыми полями, мы должны признать, что универсальное ин-формаци- онное поле приводит к эффекту, который мы описали как нелокальную согласованность во многих сферах природы.

Поле акаши
В своих предыдущих книгах автор назвал ин-формационное поле полем акаши, или а-полем для краткости. Каковы причины для такого названия?
В санскритской и индийской культурах акаша — это вездесущая среда, которая лежит в основе всего и становится всем. Она реальна, но настолько тонка, что ее нельзя воспринять до тех пор, пока она не станет теми вещами, которые наполняют проявленный мир. Наши органы чувств не воспринимают акашу, но мы можем достичь ее при помощи духовных практик. Древние риши достигали ее при помощи строгого духовного образа жизни и йоги. Они описали свой опыт и сделали акашу важнейшим элементом философии и мифологии Индии.
В XX веке акаша была блестяще описана великим индийским йогом Свами Вивеканандой.

Согласно представлениям философов Индии, вся Вселенная состоит из двух материалов, один из которых они назвали акашей. Это вездесущее бытие. Все, что имеет форму, все, что является результатом объединения, появилось из этой акаши. Именно акаша становится воздухом, жидкостью, плотным веществом; именно акаша становится Солнцем, Землей, Луной, звездами, кометами; именно акаша становится человеческим телом, телом животного, растениями, каждой формой, которую мы видим, всем, что мы можем ощутить, всем, что существует. Ее нельзя воспринять; она настолько тонка, что недоступна для органов чувств; ее можно видеть только тогда, когда она уплотняется, приняв форму. В начале мироздания была только акаша. В конце цикла плотные вещества, жидкости и газы снова становятся акашей, и из акаши рождается новое мироздание…

Общая сумма всех сил во Вселенной, ментальных и физических, после возвращения в их первоначальное состояние называется праной. Когда не было ничего, когда тьма накрывала тьму, что существовала тогда? Тогда существовала неподвижная ака- ша. …В конце цикла энергии, существующие сейчас во Вселенной, стихли и стали вероятностью. В начале следующего цикла они вновь проявились, столкнулись в акаше, и из нее возникли разные формы…
Причина для названия ин-формационного поля в природе полем акаши теперь должна стать очевидной. Такие представления о циклической Вселенной — о Метавселенной, которая создает вселенную за вселенной, — по своей сути являются представлениями, развиваемыми в настоящий момент космологией. В новой физике единый физически реальный вакуум равнозначен акаше. Это первоначальное поле, из которого возникли частицы и атомы, звезды и планеты, тела животных и людей и все, что можно увидеть и к чему прикоснуться. Это динамичная наполненная энергией среда непрерывных колебаний. Вакуум — это акаша и прана вместе взятые — место рождения всей материи и всей силы во Вселенной.
Чудаковатый гений Никола Тесла внес это представление в научный контекст. Он говорил об «изначальной среде», которая наполняет пространство, и сравнивал ее с акашей, светоносным эфиром. В своей неопубликованной работе «Величайшее достижение человечества», датированной 1907 годом, он написал, что эта изначальная среда, своего рода силовое поле, становится материей, когда прана, космическая энергия, воздействует на нее, а когда действие прекращается, материя исчезает и возвращается в акашу. Так как эта среда наполняет все пространство, все, что происходит в пространстве, может быть отнесено к ней.
Для Теслы идея искривленного пространства — выдвинутая во времена Эйнштейна — не являлась ответом. Однако большинство физиков приняли математически проработанное четырехмерное пространство-время Эйнштейна и отказались от концепции наполняющей пространство среды или силового поля. Мысли Теслы были забыты. Сегодня, сотню лет спустя, они появляются вновь. Ученые понимают, что пространство не пусто, и то, что называется квантовым вакуумом, на самом деле является космической наполненностью. Это фундаментальная среда, которая возрождает древнюю концепцию акаши.
На следующей стадии развития науки а-поле присоединится к известным универсальным полям: гравитационному, электромагнитному, полю Хиггса и действующим локально, но присутствующим повсеместно сильному и слабому ядерным полям.