Кто Вы? Открывая Ваше истинное «Я». Часть 3. «Вы — духовная душа, искра Бога»

  Дата публикации: 26 Май 2013 l автор:

Если вы не грубое физическое тело и не ум, тогда кто вы? Какова ваша сущность? Вы — духовная душа, искра Верховной Души. Ваша сущность — дух, не материя.

То, что мы воспринимаем в этом мире своими чувствами (зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием), а также умом — это материя. Поскольку наши органы чувств (например, глаза) состоят из материи, — мы видим материю; но мы видим два типа материи. Точнее, мы видим материю при двух различных обстоятельствах. В одном случае мы видим материю, в которой присутствует жизненная частица, живое существо, а в другом — материю, в которой нет живого существа.

В этом мире присутствуют два главных элемента, или две энергии, — материя (материальная энергия) и жизнь (духовная энергия).

Жизнь — это элемент, отличный от материи; энергия, полностью отличная от материи. Она не является продуктом или свойством материи. Материалист вынужден пытаться разобрать жизнь на химические или другие материальные составляющие, но на самом деле жизнь — отдельный элемент, самостоятельная сущность. Она не состоит ни из чего другого. Жизнь — это жизнь, материя — это материя, и в материальном мире эти две энергии иногда взаимодействуют, а иногда нет. Когда они взаимодействуют, это называется «живой организм». Когда они не взаимодействуют, когда в материи не присутствует жизнь, тогда это просто мёртвая материя.

Элемент «жизнь» включает в себя бесконечное множество индивидуальных частиц — живых существ. На санскрите, языке ведических священных писаний, нематериальное живое существо, жизненная частица, называется джива.

Джива полностью духовна, но иногда она попадает в материальный мир, покрываясь материальными телами — тонким и грубым. В этом случае она называется воплощённым живым существом. Человек, полубог (ангел), животное, растение, микроб, клетка многоклеточного организма — всё это формы жизни; другими словами — живые существа, воплощённые в телах различного типа. Но качественно, по своей духовной сущности, все эти живые существа равноценны. В своём чистом духовном состоянии все они обладают духовным сознанием (сат-чит-ананда — исполнены вечности, знания и блаженства), но в воплощённом состоянии их сознание в большей или меньшей степени покрыто невежеством.

Живое существо, частицу жизни, называют также другими именами: душа, духовная душа, атма, искра жизни, личность, «я». Поскольку часто в разных учениях одни и те же вещи называют по-разному, а разные — одинаково, требуется небольшое пояснение (см. «Определение души»).

Жизнь — особая энергия, свойства которой коренным образом отличаются от свойств материи. Материальную энергию называют низшей, потому что она не живая и не обладает сознанием. Частица вещества — атом, например, — не обладает сознанием и не живой. Он не личность, не «я». Он безжизнен, не наделён сознанием, не имеет цели и бездеятелен. Таковы присущие ему свойства, тогда как свойства жизненной частицы — жизнь, вечное существование и сознание. Каждая частица, или искра, духовной энергии — живая, сознательная, активная, целеустремлённая душа, или личность. Каждая жизненная частица неделима и вечна, и вы — именно такая частица. Вот кто вы на самом деле. Так же как невозможно отделить воду от влажности, жизненную частицу, или духовную душу, невозможно отделить от существования и сознания.

Верховный Господь говорит:

Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго составляют Мои восемь отделённых материальных энергий. Помимо этой низшей природы, о сильнорукий Арджуна, существует также Моя высшая энергия — все живые существа, которые борются с материальной природой и поддерживают вселенную.

Бхагавад-гита, 7.4-5

Ваши грубое и тонкое тела материальны по сущности, но ваша сущность — дух. В древнем ведическом писании (Брихад-араньяка-упанишад, 1.4.10) сказано: ахам брахмасми — я Брахман (дух). Вы — жизненная сила, духовная душа, временно пребывающая в теле и использующая его. Тело умирает, но вы не умираете. Тело временно — вы вечны.

Знай: то, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу. Душа неразрушима, неизмерима и вечна; лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели…

Бхагавад-гита, 2.17-18

Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом, не возникает сейчас и не возникнет в будущем. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело.

Бхагавад-гита, 2.20

Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнём, смочить водой, иссушить ветром.

Бхагавад-гита, 2.23

Эту индивидуальную душу нельзя разбить, растворить, сжечь или иссушить…

Бхагавад-гита, 2.24

Существование жизненной частицы, духовной души, не зависит от существования материи. Поэтому смерть не означает прекращение вашего существования. Наоборот, существование моего тела зависит от того, нахожусь ли я в нём. Как только я покидаю тело, метаболизм прекращается и очень сложно организованное вещество начинает необратимо разлагаться, образуя очень простые вещества. Но жизненная частица продолжает существовать. Никто не может увидеть жизненную частицу материальными глазами, но это не значит, что её существование прекращается. Увидеть духовную душу можно духовным зрением, которое развивается в процессе самоосознания.

Таким образом, вы можете считать себя жизненной частицей, жизненной силой в своём теле, или вы можете считать, что вы — тело. Выбор за вами. У вас есть выбор между этими двумя возможностями, но истина остаётся такой, какая есть.

Тело подобно машине, или средству передвижения. Так же, как вы оставляете транспортное средство, когда оно становится слишком старым или бесполезным, вы, духовная душа, оставляете грубое материальное тело, когда оно становится бесполезным.

Итак, это первый момент, или первая часть понимания нашего истинного «я». Какова ваша сущность? Ахам брахмасми. Я — вечное живое существо. Моя сущность — дух. Я — неотъемлемая частица Верховной Души.

Следующая полезная медитация углубит ваше понимание своей истинной сущности:

Ахам брахмасми.

Я — дух, не материя.

Я не тело.

Я не ум.

Я — вечная духовная душа,

Вечная искра Бога.

Я лишь временно в этом материальном теле.

Тело временно —

Я вечен.

Ахам брахмасми.

Каждый из нас — неотъемлемая частица Бога, Верховной Души. Дживу также называют искрой Бога или ребёнком Бога.

Наряду с пониманием своей сущности необходимо также понять своё положение. Хотя вы и дух, не материя — вы не Верховный Дух.

Ваше положение подвластное, а не властвующее. Вы не всемогущи. Если бы вы были Верховным Духом, вы не вращались бы в колесе рождений и смертей, находясь под влиянием невежества. Вы бы не забыли своё истинное «я», не страдали бы и не вели бы такую упорную борьбу с материальной природой. Поэтому нетрудно понять, что вы, на самом деле, — подвластная неотъемлемая частица Верховной Души.

Очень многие люди понимают первую часть своего истинного «я»: «Ахам брахмасми, я Брахман. Я дух, не материя». Но, к сожалению, вместо того чтобы внимательно проанализировать ситуацию и быть честными, они позволяют философам-имперсоналистам, таким, как Шанкарачарья, ввести себя в заблуждение и приходят к выводу: «Я — Всевышний Бог, я — Верховный Дух». Поэтому те же люди, которые медитируют «Я духовная душа», начинают медитировать: «Я — Верховная Духовная Душа». Они медитируют на мантру со ’хам — я Бог, я То, я Всевышний, я везде, я всё, я все. Так они впадают в иллюзию, что они Бог. Есть очень много «я Бог»-философов. Они говорят, что вы Бог, но забыли об этом. Но если вы будете медитировать, то сможете это вспомнить.

Однажды наш духовный учитель спросил девятилетнего сына своих учеников, есть ли смысл в такой точке зрения, и ребёнок ответил: «Нет. Бог не может забыть, что Он Бог, потому что Бог это тот, кто знает всё».

Это очень просто. Даже ребёнок может это понять. Но эти великие «свами», «йоги» и «гуру» не могут этого понять. Они говорят, что Бог забыл, что Он Бог, забыл Своё истинное «Я». Что вы Бог, но забыли об этом, и теперь вынуждены медитировать, чтобы вспомнить. Это неприемлемо, потому что это означает, что на самом деле не Бог занимает верховное положение, а материальная природа. Это скрытый атеизм. Хотя они и выдают себя за религиозных людей, на самом деле они атеисты, потому что говорят, что материя (материальная природа, законы материальной природы), невежество более могущественны, чем Бог, и влияют на Бога, поэтому Бог вынужден прилагать усилия и вспоминать, кто Он. Таких философов называют майявади или имперсоналистами. Майя значит «иллюзия», сила иллюзии, которая также принадлежит Богу. Бог всегда управляет Своей энергией иллюзии, но майявади говорят, что Бог попадает под управление майи; что майя, материальная природа, иллюзия начинает влиять на Бога. И тогда Бог вынужден прилагать усилия и вспоминать, кто Он на самом деле.

Мы отвергаем эту вздорную теорию. Но если мы рассмотрим положение дживы, крошечной искры духовной энергии, то обнаружим, что у неё есть склонность попадать под власть майи, иллюзии.

Очень многие «я Бог»-философы выступают под вывеской позитивного мышления. Они думают, что с помощью мысли преодолеют все природные и общественные силы. Но на самом деле наша природа заключается в том, что мы подвластны. В материальном мире мы подвластны очень многим силам, от правил дорожного движения до законов государства и законов природы. Мы подвластны другим живым существам, и на нас влияет наш материальный ум. В этом мире мы вынуждены рождаться, болеть, стареть и умирать. И если мы спрашиваем одного из этих так называемых «я Бог»-философов: «Если вы Бог, почему вы вынуждены рождаться, болеть, стареть и умирать?» — они отвечают: «Это моя лила, моё развлечение. Я делаю это для своего удовольствия». И мы говорим: «Тогда почему вы такой мазохист?»

По их логике получается, что Бог становится мазохистом, потому что создаёт страдание, чтобы иметь возможность наслаждаться им. Такова их философия — полнейший вздор. И зачем вам нужно медитировать? Чтобы освободиться от страдания. Они называют это освобождением. С одной стороны, они говорят, что наслаждаются всей этой лилой, а с другой — что вам следует освободиться от всего этого.

Мы отвергаем подобную философию. Мы понимаем следующее: мы не только духовные души, но мы — неотъемлемые частицы Верховной Души, подвластные искры Бога. Мы не всемогущи. Хотя наша сущность та же, что и у Бога, — дух, не материя, — мы не можем утверждать, что мы — Сам Бог, Верховный Властитель, Верховный Управляющий. Это большая ошибка. Хорошо, что эти имперсоналисты понимают, что они не тело. Но им нужно отказаться от заблуждения по поводу второго аспекта нашего «я». Первая проблема возникает, когда вы отождествляете себя с телом, это большая ошибка. Вторая ошибка — когда вы начинаете отождествлять себя с Богом, думая, что вы — Верховное «Я». Мы — подвластные неотъемлемые частицы Бога. Таково наше положение.

Это подводит нас к заключительному аспекту нашего истинного «я» — к нашей функции. Если я духовная душа и подвластен, не Верховный Властитель, то каково моё назначение? Что мне полагается делать в моей вечной жизни?

Раз я не материален, то, очевидно, попытки господствовать над этим временным миром не являются моей естественной функцией. Зная, что я не материя, я могу понять, что попытки наслаждаться с помощью материальных чувств и ума не могут сделать меня счастливым. Если я не материя, то как материя может меня удовлетворить? Это невозможно.

Какова моя естественная функция как неотъемлемой частицы Верховного Существа, Верховного Духа? Что мне следует делать и для кого? В конце концов, никто не делает что-то просто так, все делают для кого-то. Все кому-то служат. Рабочий служит работодателю, муж служит семье, жена служит детям или мужу, друг служит другу, капиталист служит своей собаке, собака служит хозяину — все служат. Они делают что-то для кого-то или какой-то группы, для своей страны, или нации, или народа, или расы. Поэтому, что нам делать, для кого нам это делать? Это вопрос функции.

Ответ таков: естественная функция живого существа заключается в любовном служении Верховной Личности, Верховному Существу. Всё имеет свою естественную функцию, и естественная функция живого существа, вечной духовной души, неотъемлемой частицы Бога — с любовью служить Богу.

Все хотят счастья, но из-за ошибочного отождествления себя с материей (материальным телом и умом) пытаются найти счастье в материи. Думают, что могут быть счастливы, просто сделав своё тело счастливым. Но никогда не достигают счастья, по-прежнему испытывая внутренний голод. Живому существу нужна духовная пища. Эта духовная пища — вкус любви к Богу. Живое существо испытывает настоящее счастье, когда восстанавливаются его любовные взаимоотношения с Верховной Душой. Этот факт поняли все великие святые, и действуют, руководствуясь им.

Ваша естественная деятельность, ваша естественная обязанность, функция в жизни — любить Бога. Не просто сентиментально, не просто «чувствовать любовь», но действовать на основе этой любви. Если вы любите кого-то, вы стремитесь доставить ему удовольствие, совершаете действия ради него. Когда вы в этом мире, вам нужно действовать так, чтобы доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Он не только ваш Отец, но и ваш Друг.

Поняв это, вы осознаете цель вашей вечной жизни. Ваше назначение — действовать для удовольствия Верховной Личности.

Таким образом, достижение совершенства любви к Богу должно быть целью вашей жизни. Любовное служение Богу — ваша естественная вечная функция, находитесь ли вы в материальном мире или в духовном мире. Деятельность в любовном служении Богу не кончается, она не временна.

Подведём итог.

Первое, что нужно понять в связи с вопросом «Кто я?» — я духовная душа, вечная неотъемлемая частица Бога.
Второе — я подвластен, не всемогущ. Я — подвластная неотъемлемая частица Бога.
Третье — моя естественная функция заключается в том, чтобы с любовью служить Верховному Существу, Богу.

Таков итог очень краткого рассмотрения вопроса «Кто я?». Очень много людей задают этот вопрос, но редко получают правильный ответ. Наша задача в Школе бхакти-йоги — ответить на этот вопрос, а не только задать его. Наш ответ — не выдумка. Он получен от Самого Бога через шастры (священные писания) и через гуру, великих духовных учителей. И теперь, узнав ответ, вы свободны принять его или отвергнуть.

Источник: http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/kto_vy_otkryvaya_vashe_istinnoe_ya._chast_3_-_vy_-_duhovnaya_dusha_iskra_bo/

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.