Летучий корабль Леппиха
Это фантастическая история строительства воздушного корабля Леппиха…
Отношения с военно-воздушными силами у Наполеона не сложились сразу.
Во время египетсткого похода он поднял в Каире воздушный шар, ожидая шока и потрясения мусульман. Те остались до обидного равнодушны.
Поэтому когда к нему обратился немецкий инженер и механик Франц Липпих с предложением создать шар «который мог бы поднимать такое количество разрывных снарядов, что посредством их можно было бы истреблять целые неприятельские армии», Наполеон выставил его из Франции с понятным раздражением.
Липпих метнулся в Германию, и там начал строить свой воздушный шар. Услышав об этом, Наполеон велел схватить его и доставить во Францию. Тогда изобретатель весной 1812 г. через русского посланника в Штутгарте Д. М. Алопеуса предложил свои услуги России и одновременно попросил у нее защиты от французского агрессора.
Алопеус впечатлилися. Идея, и вправду, завораживала :
« «Ныне сделано открытие столь великой важности, что оно необходимо должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые первые оным воспользуются… Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, в конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себя нужное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для остановки или истребления величайших армий» (письмо посланника Алопеуса от 22 марта 1812 г.)
Посланник Алопеус сообщал в письме Александру I: «Леппих обещал мне построить 50 таких воздушных кораблей в течение трех месяцев: По сделанным доселе расчислениям, наи-удобнейшие к действованиям воздушные корабли могут вмещать в себе 40 человек и поднимать 12 000 фунтов. В числе артиллерийских предметов ожидает он особливо большого действия от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны. Корабли же могут всегда летать в дирекции и вышине, в каких признается оно нужным, останавливаться на якоре и снова возвышаться, пока шар остается наполненным».
Ознакомившись с чертежами «Летучего корабля» и выслушав пояснения Леппиха, Александр 1 предложил изобретателю срочно выехать в Москву и приступить там к выполнению задуманного. На реализацию проекта из казны была отпущена астрономическая по тем временам сумма — 320 тысяч рублей.
Московский гражданский губернатор Н.В.Обресков и главнокомандующий в Москве генерал от инфатерии Ф.В.Ростопчин, которым царь поручил организацию работ, подыскали место для строительства аэростата и размещения рабочих. Им стала подмосковная дача (дворец) Репнина в селе Воронцово. В одном из своих писем императору /от 30 июня 1812г./ Ростопчин сообщал:
«Я подружился с Леппихом, и машина стала мне дорога, точно дитя. Леппих предлагает мне пуститься на ней в полет вместе с ним, но я не могу этого сделать без Вашего позволения. А повод прекрасен : Ваша слава и спасение Европы!»
Сто пятьдесят плотников и кузнецов, а также швей трудились над диковинным летательным аппаратом. Ростопчин уверял Александра, что строительство корабля удается держать в непроницаемой тайне. Плохо он знал москвичей! Еще мадам де Сталь, незадолго до этого побывавшая в нашей стране, заметила: «В России все тайна и ничего не секрет!»
Профессор Московского университета И.Шнейдер, бывший в 1812 г. студентом, оказал истории большую услугу, поведав чрезвычайно важные подробности и детали, относящиеся к постройке фактически первого в мире полужесткого дирижабля. Ему довелось увидеть в Воронцове готовую 40-местную лодку-гондолу с «рессорами», на которой «солдаты-гребцы» про-ходили тренировку. Леппих проявил удивительную изобретательность как инженер. Сначала он собрал «лодку», затем ее подвесили на кронштейнах и измерили массу, чем значительно упрощались расчеты по определению необходимого объема аэростата. Под фактическую массу кроилась и шилась оболочка, наполняемая водородом. Благодаря профессору, чьи воспоминания дошли до нас, известно, какими темпами строился корабль: шел уже июль, а до полетов было еще далеко.
Между тем, император и посвященные в тайну строительства «Летучего корабля» лица с нетерпением ждали практических результатов. Большую заинтересованность проявлял и Кутузов, извещенный о работах Леппиха. За 4 дня до Бородинского сражения он посылает Ростопчину в Москву письмо, где говорит об «еростате, который тайно готовится близ Москвы» и «Можно ли им будет воспользоваться»… и «как его употребить удобнее».
В тот же день, 22 августа, в Москве на домах и круглых тумбах на Тверской, Варварке, Божедомке, Маросейке, Остоженке и в Замоскворечье появилась очередная «афишка» Ростопчина:
«Здесь мне было поручено,- говорилось в ней, — от государя сделать большой шар, на котором 50 человек полетят куда захотят, по ветру и против ветра; а что от него будет, узнаете и порадуетесь! Если погода будет хороша, то завтра или после завтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтобы вы, увидя его, не подумали, что это от злодея; а он сделан к его вреду и погибели…».
Так официально сообщалось о «Летучем корабле».
Леппих спешил. Оболочка объемом около 10 тыс.мЗ была в начале августа готова, швы тщательно заделаны, а материя пропитана лаком, составленным московским химиком Шеффером. Под его руководством приступили к ее наполнению водородом
Из рассказа профессора И.Шнейдера видно, что строительство «Летучего корабля» было хорошо продумано: лодка-гондола находилась под окнами дворца , сшитую на паркете зала оболочку развесили на столбах с блоками непосредственно над лодкой. Бочки с серной кислотой и железными опилками, в коих шла химическая реакция и выделялся водород , располагались вдоль стен.
День и ночь люди неустанно следили, как по матерчатым рукавам газ перетекает в «тело еростата», которое постепенно приобретает форму «рыбы».
Наконец «Летучий корабль» инженера Леппиха, слегка покачиваясь на якорях и длинных прочных швартовых, прикрепленных к носу и к корме и удерживаемых солдатами из специальной команды, был готов к полету. И надо признать, на очевидцев он производил потрясающее впечатление!
По сохранившимуся на сегодня изображению видно , что оболочка имела форму рыбы. Ее длина 57м., максимальный диаметр 16 м. Она крепилась посредством сетки к жесткому обручу, опоясывавшему ее по периметру. К нему посредством деревянных подкосов подвешивалась лодка-гондола размером 60 х 30 футов /19,8 х 9,9 м/, имевшая жесткий киль и 14 шпангоутов. Аппарат оснащался рулем высоты. Маневрирование предполагалось выполнять с помощью весел.
Экипаж корабля должен быть был насчитывать 40 человек. В это число входили и «гребцы», с помощью «рессор» приводившие в действие весла оригинальной конструкции. Их лопасти во время гребка жестко упирались в направляющую весла, а в момент противохода оказывали минимальное сопротивление воздушному потоку, т.е. работали по принципу клапана.
Посредине лодки размещались пороховые фугасы и люк для сбрасывания их на цель. Судя по сохранившимся документам, решено было вооружить корабль и ракетами образца 1807 г., которые обладали следующими характеристиками: масса 32-48 Фунтов /13-20 кг./, калибр 12-20 см., общая длина 2 м., Дальность стрельбы 2700 м. Огонь велся со станков.
По утверждению конструктора в письме к императору,»Летучий корабль» дважды поднимался в воздух, однако из-за поломок «рессор» и низкого качества водорода не смог нести на себе команду «гребцов» в полном составе /плюс фугасы и ракеты/, вследствие чего долететь в ставку Кутузова не удалось.
О построении управляемого аэростата знал и Пьер Безухов, герой романа «Война и мир». Как пишет Лев Толстой:
«В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя».
Далее Лев Толстой приводит пространный отрывок из письма на французском языке Александра I Ростопчину, где даются советы, как перевезти аэростат из Москвы в действующую армию:
«Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его. Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он опустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои действия с движениями главнокомандующего». («Война и мир», Том третий, Часть вторая, глава XVIII.)
После Бородинского сражения и отступления русской армии Леппиху вместе с мастеровыми пришлось перебраться под Петербург в Ораниенбаум. На 130 подводах (хотя их так тогда не доставало) аэростат Леппиха вывезли из Москвы при приближении к ней французов , узнавших об этом предприятии. Гондолу оставили на месте. На подводах перевезли лишь оболочку корабля, которая от морозов потрескалась и кое-где порвалась. Так что все работы предстояло начинать фактически с нуля.
Знал ли противник о готовившемся воздушном нападении?
Согласно мемуарам Коленкура и Сегюра , адъютантов Наполеона , император имел «много сведений о зажигательном воздушном шаре». После занятия Москвы на дачу Репнина был послан генерал Лауэр с приказом ее обследовать. В архиве удалось найти докладную записку генерала:
«Подробное описание разных вещей, найденных на даче Воронцово, близ Москвы, принадлежащих воздушному шару или адской машине, имевшей служить для истребления французской армии.
…Здесь была обнаружена лодка , которая подвешивалась к воздушному шару, но была сожжена до вступления наших войск в Москву. Эта лодка находилась в 100 шагах от дворца , имела 60 футов длины и 30 ширины, в ней находилось много остатков винтов, гаек , гвоздей , крючьев , пружин и множество прочих железных снарядов всякого рода.
В помещениях упомянутого строения найдено 180 бутылей купороса, сверх этого вокруг дома 70 бочек и особых чанов (в них добывался водород для наполнения оболочки).
В самом доме найдены столярные и слесарные мастерские и множество всевозможных инструментов и приспособлений. Примечательно также , что в маленьком белом доме (летнем павильоне), стоящем неподалеку найдено много разбросанного и растоптанного пороху.
Найдено сверх того человеческое тело, которое, как говорят, есть какого-то русского капитана , охранявшего мастерскую …
Генерал, верховный судья армии , граф Лауэр.»
К этому времени в Москве начались пожары. Наполеон был уверен , что Москву подожгли по приказу Ростопчина. Генерал Лауэр обшарил местность вокруг дачи Репнина и арестовал 1 офицера , 10 солдат-ополченцев несших охрану «Летучего корабля» 2 кузнецов, 1 обойщика, 1 портного, 1 чернорабочего, а всего — 26 человек.
После короткого военно-полевого суда они были объявлены «поджигателями» и 16 человек подлежали расстрелу.
А дальнейшая судьба изобретателя Леппиха следующая. Изобретатель , перебравшись в Ораниенбаум , спешно организовал мастерскую , модернизировал свой «Летучий корабль» В течение 1813 г. Леппих провел несколько подъемов обновленного «еростата», однако вновь выявились неполадки. Леппих хотел довести дело до конца , но международная обстановка в 1814 г. изменилась: русская армия вступила в Париж, Наполеон отрекся от престола. Изобретателю дали понять, что его работа дальше не будут финансироваться , и в ноябре 1814 г. он покинул Россию.
Чертежей после Леппиха не осталось, и точно не известно, какой объем имел воронцовский шар. Если учитывать заказанное количество материала, то можно предположить, что диаметр составлял 15-16 мет-ров, а длина 55-60 метров. Объем такого дирижабля был примерно 8000 м3. Для сравнения: самый большой в истории дирижабль «Цеппелин», построенный спустя 120 лет, имел объем 105 000 м3.
Леппих рассчитал, что 40 гребцов должны были развивать мощность порядка 16 л.с., что при штиле разгоняло бы шар до скорости 40 км/ч. Однако теперь понятно, что для дирижабля такого объема требуется двигатель мощностью как минимум 100 л.с. Однако такие моторы изобрели только в ХХ веке.
Дирижабль был снабжен вертикальными веслами, которые приводились в движение мускульной силой 40 гребцов
1 — матерчатая оболочка
2 — аварийный клапан
3 — весла с лопастями-клапанами шириной 2 м
4 — руль высоты
5 — «рессора»
6 — рулевой
7 — шпангоуты
8 — фугасы
9 — люк
10 — ракеты
на станках
11 — боевая палуба
А. Родныхъ. Тайная подготовка къ уничтоженію арміи Наполеона въ двѣнадцатомъ году при помощи воздухоплаванія. — СПБ: Типографія т-ва «Грамотность», 1912.
Из письма Александра I московскому гражданскому губернатору тайному советнику Н. В. Обрезкову из Вильны 24 мая
«Николай василиевичь. Притчина, побудившая меня столь тщательно скрыть от московского главного начальства, препоручение возложенное на механика Лепиха, есть доктор Сальватори[. С назначением нового военного губернатора притчина сия исчезает. Я нахожу полезным для лутчего успеха дела, чтобы сообщили лично наедине графу Ростопчину все бумаги, от меня к Вам доставленные, и действовали совокупно с ним к довершению сего предприятия, продолжая однако же сохранять по оному непроницаемую тайну. Фельдегерь, долженствующий вручить вам сие письмо, везет с собою семь человек рабочих, выписанных по желанию Лепиха. Они им будут оставлены за городом до свидания вашего с гр. Ростопчиным и до назначения после оного, куды их везти. Пребываю навсегда вам благосклонным. Александр».
Прокомментировать
Вы должны быть авторизованы для комментирования.