Научные теории в изложении Голливуда: аллегория о пещере

  Дата публикации: 23 Декабрь 2012 l автор:

Во многих фильмах главному герою неожиданно открывается неведомая раньше сторона существующего вокруг него мира. Гарри Поттер обнаруживает мир волшебников, агент Джей узнаёт, что вокруг полно пришельцев, Нео принимает красную пилюлю и видит Матрицу.


Истоки этого обожаемого киношниками приёма можно найти в философских трудах великого Платона.

Три тысячи лет назад Платон придумал так называемую «аллегорию о пещере». Он описал группу людей, которые всю свою жизнь провели прикованными в пещере, лицом к одной из её стен. Всё, что эти бедняги могли видеть – тени людей, проходящих перед огнём, который горел неподалёку от входа в пещеру. Поскольку ничего больше эти люди никогда не видели, то считали тени единственной существующей реальностью и судили о сообразительности друг друга по умению угадать, какая тень проползёт по стене следующей.

В фильмах вроде «Люди в чёрном», «Гарри Поттер» и «Матрица» тени на стене пещеры заменены тем, что мы называем «обычной жизнью». Богатство, высокие баллы и спортивные победы – для любого, кому открылась бы то, что открылось Нео, Гарри или агенту Джею, всё это превратилось бы в пустой звук.

Платон считал, что большинство из нас проходит по жизни, выхватывая из реальности только случайные куски информации – ту полуправду, с которой он соприкасается.

Во второй части аллегории один из заключённых получает свободу и узнаёт правду о внешнем мире. Поначалу ему трудно привыкнуть к новой реальности, но вскоре он понимает, что возвращение к прежней жизни для него уже невозможно.

И, наконец, третья часть, которую использует огромное количество успешных фильмов: просвещённый обитатель пещеры возвращается к своим бывшим товарищам и пытается рассказать им о том, что успел узнать. Платон приходит к выводу, что жители пещеры не просто его не поймут – они посчитают его идиотом, поскольку «новые знания» не помогают вернувшемуся угадывать, какая тень промелькнёт по стене следующей.

На этой аллегории основано множество фильмов, в которых речь идёт о реакции людей не непривычное – они либо не верят, либо не хотят видеть правду.

Проиллюстрировать эту аллегорию можно и одним примером из реальной жизни. В 17 веке философ Уильям Молино задался вопросом: если слепой от рождения неожиданно прозреет, узнает ли он людей или предметы, знакомые раньше только на ощупь? Теперь у нас есть технологии, которые позволяют ответить на этот вопрос.

И ответ – нет, не узнает. Человек должен заново знакомиться с видимым миром, связывая его с теми чувствами, которые ему уже знакомы

Источник: http://mixstuff.ru

 

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.