Научные теории в изложении Голливуда: Корабль Тесея

  Дата публикации: 24 Декабрь 2012 l автор:

Корабль Тесея

Вы когда-нибудь задумывались, почему киношники так помешаны на теме клонирования? То у них злые корпорации производят клонов на донорские органы, то вдруг понадобится воскресить Рипли для следующей части «Чужого».

Или совсем другие ситуации –  клонирование армий «Звёздных войн» или динозавров «Парка Юрского периода».  Кажется, создатели блокбастеров выискивают малейшую возможность, чтобы приплести идею клонирования к своим нетленкам.

В реальной жизни клонирование не представляет собой ничего интересного. Была одна овечка, стало две одинаковых, но тоже совершенно обычных – только и всего.

Однако, клоны – идеальная иллюстрация древнего парадокса, называемого «Корабль Тесея». Вот он-то действительно волновал и продолжает волновать умы на протяжении тысячелетий.

Впервые эта идея была сформулирована древнегреческим философом Плутархом и звучит она так:

Вообразите, что за долгие годы путешествий корабль Тесея столько раз ремонтировали, что в нём не осталось ни одной исходной детали. Можно ли в таком случае считать, что это всё тот же корабль Тесея?

Другой пример: наука установила, что все клетки наших организмов каждые десять лет полностью обновляются. Можем ли мы в таком случае считать себя теми же людьми, что и 10 лет назад? Или следует признать нас десятилетней давности умершими, а нас сегодняшних просто занявшими их место? Ведь ни одной прежней клеточки в нас с тех пор не осталось?

В каждом фильме о клонировании так или иначе всплывает этот вопрос. Наверное, самый показательный пример предложил Кристофер Нолан в фильме «Престиж». Николо Тесла создаёт машину, производящую совершенных двойников всего, что попадёт внутрь неё и телепортирует одного из них в другой конец комнаты – как какой-нибудь ксерокс. Фокусник (Хью Джекмен) использует машину для создания иллюзии  мгновенного переноса на другой конец сцены.

А поскольку фокусников теперь получается двое, то герой Джекмана вынужден каждый раз топить своего клона. В финальной сцене фокусник признаётся, что каждый раз, копируя себя, он и сам не был уверен, кто, в конце концов, окажется в воде – он или его копия.

Вопрос, кто из Джекманов настоящий и можно ли вообще кого-нибудь считать в этой ситуации настоящим, так и остался без ответа.

Была ли телепортируемая версия Джекмена «вторичным продуктом» или герой каждую ночь совершал самоубийство, заменяясь на нового себя?

А как насчёт армии из «Звёздного пути»? Можно ли считать материализовавшихся после телепортации воинов теми же самыми? Они же не просто перемещались с места на место – их сначала «разбирали» на атомы, а потом заново «лепили» в другом месте.

Когда Кирк использует телепортер, означает ли это, что настоящий Кирк умирает и кто в результате появляется – новый Кирк или самозванец?

 Источник: http://mixstuff.ru/

 

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.