О жизни и судьбе

  Дата публикации: 4 Февраль 2015 l автор:

СкакалкаСуществует ли судьба, рок, предопределенность – или же человек сам строит свою жизнь, и только от него зависит, насколько счастлив и удачлив он будет? На эти вопросы люди пытаются ответить на протяжении многих тысячелетий, но до сих пор ни философы, ни религиозные деятели, ни ученые не пришли к единому мнению…

АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

В большинстве культур древнего мира человек представлялся лишь статистом, абсолютно бессильным перед властью судьбы. Так, древние египтяне верили, что судьба каждого смертного предопределена с момента рождения, и годы жизни отмеряны заранее. Правда, боги могли вносить кое-какие коррективы – как со знаком «плюс», так и со знаком «минус», поэтому жители Древнего Египта всячески пытались заслужить их благосклонность, понимая при этом, что кардинально изменить предначертанное (например, продлить свои дни на земле) все равно не удастся.

Древние греки считали, что судьбой «заведуют» три сестры – мойры. Лахесис – «дающая жребий», Клото – «прядущая» и Антропос – «неотвратимая». Лахесис еще до его рождения человека определяет жребий – основное направление и события его судьбы. Клото прядет нить жизни, а Антропос ее обрывает. Некоторые полагали, что даже Юпитер не в силах диктовать мойрам свою волю: они властны и над ним. Так на что же рассчитывать простым смертным – оставалось только смириться и стойко сносить все испытания, достойно играть свою роль. Получается, что самые главные гедонисты древности (ведь именно такими представляются нам эллины), в сущности, были фаталистами, людьми с трагическим мироощущением – о чем, собственно, написаны все классические трагедии.

Похожая картина наблюдалась у древних скандинавов и германцев. У подножия Мирового Древа Судьбы сидели три норны: они вырезали на дощечках рунические тексты, в которых определялась продолжительность жизни каждого человека, испытания, уготованные ему судьбой, и характер смерти.
В мифологии римлян тоже имелись такие сестрицы – парки. Поначалу всего две: Нона и Децима. Их называли богинями рождения, а имена были даны в соответствии с девятым и десятым месяцем после зачатия. Но позже, вероятно, под влиянием греков, к ним присоединилась третья сестра – Морта: богиня смерти. Нона, как и ее греческая коллега Клото, плела нить судьбы, Децима, подобно Лахесис, определяла жребий, наматывая нить на веретено, а Морта, как и Антропос, перерезала нить точно в срок, указанный жребием. Однако римляне, несмотря на влияние греков, не отличались тотальным фатализмом. «Своей судьбою люди правят, не звезды, милый Брут» – эти слова были сказаны Юлием Цезарем, персонажем одноименной трагедии Шекспира. Однако нечто подобное мог произнести и реальный Цезарь: такого мнения придерживались и многие просвещенные современники императора. Еще за полтора столетия до эпохи Цезаря римский поэт Тит Макций Плавт сказал: «Мудрец сам творит свою судьбу». Даже простые граждане Рима постоянно обращались с просьбами к богам в надежде изменить собственную жизнь, умилостивить Фортуну.

РАБ ИЛИ ГОСПОДИН?

А вот китайцы никогда не ставили знак равенства между роком и судьбой. Понятие судьбы в Древнем Китае обозначалось иероглифом ming, что можно трактовать как «предопределение, допускающее свободу выбора». Считалось, что «благородный муж» вполне способен повлиять на те или иные события, подкорректировать судьбу, уклониться от ее ударов. Древнекитайские философы рекомендовали «познавать все веления Неба, но следовать только правильным». Позднее к иероглифу ming добавился еще один – yun, означающий движение, перемены. То есть, само понятие судьбы стало включать в себя еще большую свободу. По мнению китайцев, жизнь человека во многом зависит от его собственных усилий и достижений: главное – не отклоняться от верного пути.

У славян отношение к судьбе тоже менялось – но в обратном направлении. Само русское слово «судьба» четко раскладывается на две составляющие: это не что иное, как суд Божий. «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути» – сказано в «Слове о полку Игореве». И удивляться тут, в принципе, нечему: «Слово» написано в конце XII века, в разгар эпохи Средневековья, которая, пусть и с заметным опозданием, добралась и до Руси. Однако древние славяне воспринимали судьбу совершенно иначе. По свидетельству византийского писателя, секретаря полководца Велизария (VI век нашей эры), «предопределения они (славяне) не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере, в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах, охвачены ли они общей болезнью или выступают на войну, они дают обет: если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав смерти, жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение». Как видите, никакого фатализма, присущего большинству древних европейцев. Наши предки верили в себя, в помощь Рода и поддержку богов – возможно, именно поэтому на протяжении веков они были практически не уязвимы? Однако средневековая идеология постепенно изменила их отношение к судьбе и свободе воли – впрочем, как и во всем мире.

Недаром Средние Века называют мрачной эпохой: мир представлялся обителью зла, тело – вместилищем пороков и оковами души, красота – дьявольской ловушкой. «Сделай все земное для меня горьким, дай силы с терпением переносить все напасти», – просил Бога святой Фома Кемпийский. Мечты о лучшей жизни, любви, здоровье, благополучии неизменно объявлялись греховными. Ибо «смиренные радуются своему унижению», как писал папа Римский Григорий Двоеслов. Человек, который противился судьбе, пытался бороться за счастье, за жизнь, в конце концов, признавался порочным: ведь, по сути, он бросал вызов самому Господу! «На все воля Божья», – отвечали отцы церкви страждущим. Но как в таком случае объяснить войны и преступления, ложь и воровство, предательство и подлость? На то имелось иное объяснение: Бог наделил человека свободой воли, и когда люди отклоняются от своего предназначения, не желают принимать судьбу и волю Всевышнего, они становятся на путь греха, который прямиком ведет их в ад. А вот страдания и лишения, принимаемые с благодарностью, закаляют душу и делают человека праведником.

«РОКОВЫЕ» ПРОРОЧЕСТВА

Естественно, чем сильнее закручиваются гайки, тем выше риск сорвать резьбу: на смену мрачному тысячелетию пришла эпоха Возрождения, отличающаяся не только свободой нравов, но и весьма вольным отношением к судьбе. Наслаждение земными благами, воскрешение античных идеалов красоты – но при этом никакого фатализма, никакой обреченности, характерной для античных героев. Культ гедонизма, желание взять от судьбы по максимуму, стремление самостоятельно строить свою жизнь – подобное мировоззрение актуально и сегодня, но зародилось оно именно в эпоху Возрождения и несколько трансформировалось в последующие века. Человек Нового времени уж точно не стал бы полагаться на жребий судьбы или волю богов: вера в науку и безграничные возможности разума вселяли оптимизм, уверенность в том, что даже невозможное возможно. Человек – не пленник судьбы, но ее хозяин: такая позиция весьма популярна последние пятьсот лет. Смущает только одно: все это время люди, как и тысячи лет назад, пытались заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Получается, они не так уж сильно отличались от своих древних предков? Или же наоборот: старались использовать предсказания с пользой для себя? Давайте рассмотрим несколько ярких примеров.

Всем известно, что Пушкину предсказали гибель на 37-м году жизни: так и произошло. Поэт не поверил предсказательнице или же решил, что от судьбы не уйдешь? По воспоминаниям современников, Пушкин был довольно суеверным человеком и часто вспоминал о том пророчестве, которое звучало следующим образом: «Ты можешь прожить очень долго, но на 37-м году возраста берегись белого человека, белой лошади и белой головы». Как мы знаем, именно белокурый Дантес, приехавший на Черную речку в белом мундире и на белом коне, убил поэта. Пушкин прекрасно помнил о пророчестве и знал, что эта дуэль окажется для него роковой. Он вполне мог отказаться от поединка и жить долго, как и было предсказано, – но поэт сам выбрал такую судьбу: задетая честь оказалась дороже долгой жизни.

В начале ХХ столетия последнему русскому императору многие пророчили страшную гибель в 1918 году. Среди предсказателей был и Серафим Саровский, к чьим словам Николай II всегда прислушивался. Почему же на сей раз не поверил? Поверил. И не раз говорил: «Для себя и своей семьи я ничего не боюсь до 1918 года». Когда близилась революция, царская семья могла избежать гибели. Однако Николай II не эмигрировал из России: получается, он сделал свой выбор. Это было делом его чести и не имело ничего общего со смирением перед фатальной предопределенностью.

ЧТО НА РОДУ НАПИСАНО?

Вопрос о существовании судьбы и возможности ее изменить за последнее столетие поднимался не раз – психологи разных школ и направлений, социологи, астрологи, маги высказывали по этому поводу самые разные мнения. Но, по большому счету, все сходятся в одном: судьба существует – и ее можно изменить. И с такой позицией сложно не согласиться.

Даже отъявленный скептик вряд ли станет возражать, что некая предопределенность имеется в жизни каждого человека. Скажем, в одной семье рождается долгожданный ребенок. Пусть это будет девочка. С первых дней жизни она окружена заботой, вниманием и любовью близких. Родители стараются дать дочке все самое лучшее: сильная школа, музыка, танцы, языки, модная одежда, курорты… А в другой семье на свет появляется мальчик, которого тоже любят по-своему, однако родители слишком заняты, чтобы заниматься воспитанием ребенка – им бы свои проблемы решить… Не будем рассматривать крайние случаи – и так понятно, что на определенные обстоятельства мы повлиять не в состоянии. А вот как сложатся судьбы этих детей в дальнейшем – во многом зависит от них. Наверняка им придется столкнуться с испытаниями – сумеют ли они их преодолеть и если да, то как: самостоятельно или при помощи специалистов? Здесь уже все зависит от человека, от его осознанного выбора.

Астрологи наверняка заметят, что ребенок появляется в той или иной семье не случайно, его характер, склонности и пристрастия, окружение и некоторые события предопределены положением звезд. Благодаря астрологии, можно посчитать, в какие моменты нужно ловить удачу, а когда – подстелить соломку, как сделать жизнь лучше, избежать неприятностей и не упустить свой шанс.

Интересный взгляд на судьбу предлагает генетическая психология. Не так давно ученые доказали, что на генетическом уровне передается не только информация о цвете волос и форме носа, не только определенные способности и наследственные заболевания – но и судьба. А точнее – проблемы, с которыми не справились предки. К примеру, если дед в тридцатилетнем возрасте развелся, то его внуку в те же годы предстоит пережить кризис семейных отношений. Если он не повторит ошибок деда, значит, справится с испытанием и сможет двигаться дальше – а главное, избавит от подобных неприятностей своих детей и внуков. А если человек обратится с проблемой к грамотному психологу, то специалист найдет для него оптимальный способ решения этой наследственной задачи.

Эзотерики назовут родовые программы негативной кармой и помогут быстрее избавиться от «нехорошего наследства» – при помощи определенных ритуалов, заговоров, талисманов они просто удалят проблему из вашей жизни.

В общем, друзья, не нужно бояться судьбы – что бы там ни написали на роду, вы способны изменить свою жизнь по собственному хотению. А как вы это сделаете – решать вам.

Источник

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.