Передовые ученые о способах познания реальности

  Дата публикации: 1 Август 2013 l автор:

Новосибирские ученые В.Колеватов и Г.Колеватов отмечают, что попытки придавать анафеме любое инакомыслие, как со стороны религии, так и со стороны науки человека разумного превращает в фанатика — человека бессмысленного. Любой человек обладает двумя способами познания мира и себя в этом мире.

Первый способ — чувствознание (интуитивное знание). Это знание, проистекающее из ощущений человеком внешнего мира и себя самого до их осмысливания, сопровождаемое верой в то, что мы правильно чувствуем мир и тем самым «знаем» его в мере, необходимой для нашего существования и практической деятельности.

Второй способ — это рациональное, рассудочное знание, проистекающее из осмысливания ощущений от внешнего мира и от собственного тела и из осмысливания опытов с внешним миром и собственным телом. Осмысливание же состоит в сознательном сравнении непрерывного потока новых ощущений с картиной мира, данной первоначальным чувствознанием, и в корректировке этой картины мира.

Как отмечают ученые, корректировка первоначальной картины мира не всегда ведет к ее исправлению в лучшую сторону, но она ведет ее в лучшую сторону, в конечном счете, поскольку соединяет совокупный опыт ощущений человечества на протяжении его жизни и совокупный опыт ощущений человечества на протяжении его истории. При этом подлинным критерием разумности человека является его способность гармоничного использования обоих способов познания реальности: «Основной же вывод: любое знание, приобретенное человеком, как через чувственное познание, так и через рациональное познание, является частичным и конечным из-за конечных размеров человеческого тела и времени его существования, непознанное же всегда остается бесконечным, и мы можем только двигаться в направлении этой бесконечности, не достигая ее никогда. Мы навсегда обречены пользоваться частичным, неполным знанием, которое, тем не менее, должно быть достаточным для решения конкретных задач, стоящих перед отдельным человеком в данное время и перед всем человечеством в данный исторический период. Поэтому необходимо использование обоих способов познания, их непрерывное последовательное чередование для постоянной корректировки результатов первого способа вторым и результатов второго способа первым. Это даст более глубокое, чем теперь, отношение человека к миру. И это необходимо потому, что не только «сон разума рождает химер», когда мы опираемся на одно только чувствознание, но и ошибки разума разверзают пропасти под ногами человечества, когда мы опираемся на одно только рассудочное, рациональное знание. Водородную бомбу, дамокловым мечом подвешенную относительно небольшой частью людей над самими собой и всем человечеством в середине ХХ в., создал рассудок, пренебрегая слабым стихийным протестом чувств. И то и другое никак не согласуется с названием «человек разумный». Получается, что о разумности человека можно будет говорить не ранее того времени, когда человек научится соединять в гармонию обе формы знания».

Характерно, что еще Н.Бор отмечал, что никакая классически непротиворечивая система понятий не может описать реальность. Всегда существуют различные, взаимоисключающие и взаимодополняющие подходы, каждый из которых отрицает другой. Только совместное рассмотрение этих описаний может дать нам полную картину происходящих в мире событий.

В подтверждение этого еще в XIX веке К.Дюпрель писал: «Нельзя ставить мистику в изолированное положение: ее явления должны быть изучаемы в органической связи со всеми прочими явлениями. Всякая философия, в которую не входит в виде составной части мистика, уже в силу одного этого содержит в своих основах фальшь, и наоборот, исключить мистику из правильного мировоззрения так же трудно, как вывести фокус из эллипса…
Дошедши до понятий своих о силе и атоме, естественные науки исчерпали всю феноменальную глубину и стоят теперь перед сверхчувственной основой явлений. То же самое должно произойти и с наукой о человеке…».

Верность такого вывода была полностью подтверждена многочисленными исследованиями современных ученых, проводимыми за рамками устаревшего взгляда на окружающую реальность, как на мир одной лишь грубой материи.

 Источник: http://planetatain.ru/

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.