Смерть диктатора: помощник Сталина так и не смог найти Берию
Ровно 60 лет назад — 1 марта 1953 года — у Иосифа Сталина, человека, которому было суждено изменить ход истории ХХ столетия — случился инфаркт. Долгое время, как пишет немецкое издание Die Welt, мир ничего не знал об этом. Советскому же руководству для того, чтобы понять, что всемогущий диктатор больше никогда не вернется к управлению страной, понадобилось 12 часов.
Однако даже сейчас, подчеркивает издание, спустя 60 лет после тех событий, о смерти Иосифа Сталина известно далеко не все. А в связи с тем, что всего за несколько недель до этого вождь грозил нескольким высокопоставленным партийным функционерам отставкой и даже устранением, реконструкция событий 1 марта — дня, когда власть выскользнула из его рук, — усложняется. Ведь взгляд на те события зависит от различных интересов, апологий и пропаганды преемников. Британский историк Саймон Себаг-Монтефиоре реконструировал в своей книге «Сталин. Двор Красного монарха» хронику смерти Сталина. Die Welt публикует на своих страницах интересные факты того дня.
Так, в семь часов вечера 28 февраля 1953 года вождь покинул свою кунцевскую дачу и отправился в Кремль, чтобы побеседовать с членами ЦК Берией, Хрущевым, Маленковым, Булганиным и посмотреть вместе с ними фильмы — в основном американского производства. В основном это были вестерны, детективы или комедии. Как вспоминает маршал Ворошилов, вождь имел перед просмотром фильма «оживленный и довольный вид».
После плотного ужина ближе к 11 вечера — кстати, с большим количеством грузинского вина — высшие руководители советского государства продолжили беседу, во время которой речь шла о так называемом заговоре врачей. «А раз они были по большей части евреями, то и заслала их американская разведка». Также досталось в ходе беседы и новому главе МГБ Сергею Игнатьеву, которому Сталин обещал укоротить голову, если тот наконец-то не выбьет из них нужные показания. К четырем утра 1 марта Сталин проводил своих гостей к выходу и отправился в свою комнату. Первые подозрения, что что-то пошло не так, появились у охранников вождя ближе к 12 часам дня — вопреки своему обыкновению вождь не встал к полудню. Однако охрана не осмелилась войти в покои Сталина, ведь «одно только нарушение покоя может означать отправку в ГУЛАГ или даже расстрел».
В 6 часов вечера в комнате, где спал Сталин, зажегся торшер. Охранники успокоились, но ненадолго — ведь в 10 вечера пришла корреспонденция из ЦК, и охрана, делая как можно больше шума, входит в комнату к Сталину, лежащему без сознания на ковре. В 22:15 чекисты кладут дрожащего от холода Сталина на диван в большой гостиной — там больше воздуха — и ставят в известность Игнатьева, ответственного за безопасность главы государства. Однако тот объявляет, что не доступен, и приказывает обратиться к Маленкову или Берии.
А дозвониться до последнего у Маленкова так и не получилось, говорится в статье. По всей вероятности, Берии не было дома. Скорее всего, тот находился у одной из своих многочисленных любовниц.
Источник: Die Welt
Источник: http://www.inopressa.ru
Прокомментировать
Вы должны быть авторизованы для комментирования.