Соотношение разума и души в свете единого понимания сущности человека.

  Дата публикации: 19 Июль 2013 l автор:

Вполне очевидно, что сущность человека заключена не во внешних его признаках — где он обитает, чем питается, как добывает средства к жизни. Все это — именно внешние характеристики, притом характеристики пока социального животного, но не человека в его существе. Основополагающего отличительного качества человека не найти в рамках социологизаторского, биологизаторского, деятельностного и иных подобных подходов.



Если мы хотим понять сущность самого человека, а не характер его внешних проявлений, мы должны, следовательно, искать эту сущность внутри человека. Причем, эта сущность должна представлять собой такое качество, который отличал бы человека от всей остальной природы и делал бы его бесконечно ценным для Мироздания — в противном случае совершенно неясными оставались бы специфика, смысл и цель бытия Человека в Мире.
Что же можно выделить как такое специфически человеческое качество? Не что иное, как именно человечность — благоговейное, теплое, доброе расположение к миру, стремление отдавать и дарить, безмерно и безвозмездно, не требуя и не ожидая взамен ничего. Человечность, духовность, религиозно-нравственное начало и составляет саму сущность человека.

Многие, правда, полагают, что сущность человека заключена в разуме. Но при внимательном рассмотрении это оказывается далеко не так. Почему «неразумный» человек (необразованный, неискушенный в логике, мало знающий, далекий от науки, философии, «не окультуренный») – порой куда выше по своим человеческим качествам иного «разумного»?
Конечно, разум и душа связаны очень тесно, их проявления порой различить не легко. Но это не значит, что они – одно и то же. «Связь» или «единство» вовсе не есть полное тождество или одинаковость.
Разум имеет природную основу и суть. А природная, материальная структура подвержена разрушению и гибели. Душа же не ведает смерти; истинная духовность (вера, доверие) не знает страха и, всегда открытая любым событиям и ситуациям, представляет собой, следовательно, вне-природное явление.
Если суммировать все то, что говорится о соотношении разума и души, разумного и духовного начал, то можно представить это соотношение достаточно наглядно, в виде таблицы. В предлагаемой таблице представлено соотношение некоторых основных качеств, свойств и проявлений разумности (разума, сознания) и духовности (души).

Сознание, разум, разумность.
Дух, душа, духовность.

1. Природная реальность. Мысль можно читать, фотографировать; ментальных существ можно видеть на разных планах и уровнях Универсума; можно входить, как делают, например, йоги, в чужое тело и чужое сознание.
1. Над-природная принципиально невидимая тончайшая реальность; сфера положительных человеческих внутренних чувств, которые открываются через поступки и через деяния человеческих рук.

2. Разумность — это ментальность, т.е. то, что идет «от головы».
2. Духовность — это прежде всего нравственность, сердечность, т.е. то, что идет «от сердца».

3. Разумность — это мышление, а следовательно, продуцирование мнений и сомнений, недоверия реальности.
3. Духовность — это доверие, любовь.

4. Законы, открываемые сознанием, — вне нравственности. Если они объективны, то они требуют соответствующей беспристрастности, а значит, бесстрастности, холодности (ср., напр., с мыслью А. и Б. Стругацких: «Закономерности не бывают плохими или хорошими, они вне морали. Но я-то не вне морали!») .
4. Законы духовного развития – законы нравственности, т.е. свободно и бескорыстно даруемой любви; законы положительного чувственного отношения ко всему сущему.

5. Разумность — мышление и познание универсально-всеобщего.
5. Духовность — чувство священного.

6. Разумность проявляет себя в моральности («легальности», в терминологии И.Канта, или «лояльности», как сказали бы сегодня), т.е. во внешне предписываемом поведении.
6. Духовность проявляет себя в нравственности (совести), т.е. этическом начале и действии, растущем изнутри человеческой личности.

7. Сознание — только преддверие деяний. Оно может и не вести к действию (ср. с гамлетовским: «Так трусами нас делает раздумье, и начинанья, взнесшиеся мощно, теряют имя действия»). Порой оно противостоит принципу деятельности как принцип созерцания.
7. Духовность, т.е. доверие, любовь есть внутренняя открытость. А это подразумевает готовность к реальному действию во имя людей и природы и проявление этой постоянной готовности.

8. Сфера приложения разума — наука (и, в традиционном понимании, — философия как высшая форма рациональности).
8. Сфера проявления духовного начала – религия, психология, искусство (ср..: «…Искусство вообще есть нечто разнородное с наукой, есть даже огромная поправка к науке, может быть — другой мир, великое ограничение разума и его претензий» (В.В. Розанов).

9. Разум выявляет полезное и целесообразное, а в своем творческом применении становится комбинаторной, инженерной деятельностью по пересозданию того, что предоставляется возможностями Природы.
9. Душа открывает в Мире прекрасное и привносит в Природу доброе чувственное отношение. Она творит новые, дополнительные, теплые оттенки Гармонии, обогащая Природу душевным теплом, т.е. тем, чего в Природе нет и не может быть в принципе.

10. «Я», или «эго» как центральная точка самосознания есть концентрация Сознания Мира как целого, его саморефлексия. «Эго», или самосознание не является подлинной индивидуальностью человека, так как неразрывно связано с плотью этого человека как носителя частицы Мирового Сознания.
10. Душа есть подлинное «я» человека, его индивидуальность, самостоятельная реальность, то особое, которое несводимо к миру природы и его фрагментам и являет индивидуальное нравственно-творческое предначертание.

11. Разум индивида по смерти его тела развоплощается.
11. Душа реинкарнирует, перевоплощается.

12. Самосознающее «я» по смерти плоти своего носителя децентрализуется и растворяется во Вселенной в виде материальной энергии.
12. Душа, не имея корневой, генетической связи с плотью человека и миром материи, не является саморазрушающейся, она предназначена вечности.

Из приведенной таблицы, при всем том, что она дает далеко не полную картину, хорошо видно: нельзя подменять «духовность» «разумностью», первое несводимо ко второму, хотя, разумеется, связано с ним. Принципиально отличаясь от разума как такового, духовность есть способность никогда не воспринимать окружающее отрицательно, никогда ни одного человека не воспринимать негативно, никогда ни о ком ни при каких условиях, обстоятельствах не думать плохо. Такова минимальная, или «нормальная», мера духовности. А в своем высшем проявлении духовность — это способность бесконечно отдавать тепло души и творческие дары окружающим, забывая про себя.

http://planeta.moy.su/blog/sootnoshenie_razuma_i_dushi_v_svete_edinogo_ponimanija_sushhnosti_cheloveka/2013-07-19-56627

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.