Удивительные легенды Киево-Печерской лавры

  Дата публикации: 18 Июнь 2013 l автор:

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра существует почти тысячу лет. Если верить легенде, то за несколько столетий до основания Киево-Печерской лавры, место, на котором она расположена, посетил святой апостол Андрей Первозванный. Поставив на одном из холмов крест, апостол предрек, что со временем здесь будет основан город со множеством церквей.

За время своего длительного существования Киево-Печерская лавра обросла многочисленными легендами, слухами и поверьями.

В 1051 году в пещере, вырытой на Берестовой горе священником Илларионом, стал жить монах Антоний. Аскетическая и праведная жизнь монаха явилась для многих примером. К нему потянулись люди, желая жить так же, как Антоний. И пещеры стали расширяться. Именно 1051 год считается годом основания Киево-Печерской лавры.

В Киево-Печерской лавре основан и один из первых в Киевской Руси монастырей. В том же 1051 году, тем же монахом Антонием и его учеником Феодосием. Позже рядом с монастырем выросли замечательные по своей красоте храмы, колокольни, крепостные башни и другие строения. Разрастались и пещеры.

В настоящее время, многочисленные лабиринты Ближних и Дальних пещер лавры представляют сложную систему подземных коридоров высотой от двух до двух с половиной метров. Глубина залегания Ближних пещер – 10-15 метров, а Дальних – 15-20 метров. Доступная для посещения длина 383 метра у Ближних пещер, и 293 метра у Дальних. Какова общая длина пещер Киево-Печерской лавры, не может сказать никто. Некоторые известные историки утверждали, что они тянутся от Киево-Печерской лавры до Чернигова, а другие считали, что до Почаевской.

С пещерами связанно много удивительных фактов, легенд и слухов. Например, слухи о кладе блаженного Федора. Он поселился в пещерах в XII веке, раздав все свое богатство бедным. А когда Федор пожалел о содеянном, демон указал ему место, где спрятан клад. Отрыв клад, Федор собрался бежать, но преподобный Василий наставил его на путь истинный. Раскаявшись, блаженный вырыл яму и спрятал в ней найденное золото.

Прознав про спрятанное золото, князь Мстислав под пытками попытался выведать у Федора, где он его зарыл. Умерев от пыток, блаженный так и не раскрыл тайны клада. И Мстислав стал пытать преподобного Василия. Разгневанный его молчанием, князь выстрелил в преподобного из лука. Умирая, Василий сказал, что и сам князь погибнет от стрелы. Так и случилось.

Многие, жаждущие легкой наживы, искали клад, зарытый Федором. И многие пострадали от поисков. Кто-то сошел с ума, кто-то погиб. В первые годы советской власти искали клад и группы археологов. Тщетно. Позже археологи, не верующие в Бога, закоренелые атеисты, честно признавались, что во время поисков в пещерах на их головы неожиданно начинала литься вода, или внезапно перед ними возникал огненный столп.

Некоторые жившие в пещерах иноки добровольно становились затворниками. Вход в их келью закрывался, а еда и питье подавались через небольшие окошки. Если поданная пища оставалась нетронутой в течение нескольких дней, то монахи понимали, что к затворнику пришла смерть.

В этом случае дверь замуровывали на три года. Через три года проверяли мощи. Если они оставались нетронутыми тлением — затворника причисляли к лику святых.

Исследуя пещеры в семидесятых годах прошлого века, археологи среди 150 могил обнаружили захоронения Нестора Летописца, авторов «Киево-Печерского Патерика» Симона и Поликарпа, а также мощи святого Илии. Внимательно их изучив, ученые пришли к выводу, что это мощи легендарного богатыря Ильи Муромца. Установили, что почивший был богатырского сложения и долгое время страдал от болезни позвоночника, не имея возможности двигаться. Тело имело множество ран от копий. Умер он от проникающего ранения в грудную клетку колющего предмета, вероятнее всего копья.

Сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы, московский врач и скульптор Сергей Никитин, проведя пластическую реконструкцию внешности, создал скульптурные изображения покоящихся в пещерах Нестора Летописца, Ильи Муромца и многих других.

В XI-XII веках в пещерах жил преподобный Марк, который копал кельи и могилы для усопших монахов. Если верить легенде, однажды он заболел и не мог вырыть могилы для умершего монаха. И тогда он обратился к умершему с просьбой пока не отходить в Царствие Небесное, так как могила не готова. Покойник ожил и открыл глаза. Многие из стоящих рядом монахов в страхе бежали. Когда на следующий день Марк сообщил ожившему, что могила готова, тот закрыл глаза и умер.

Есть еще одна легенда о преподобном Дионисии, по прозвищу Щепа. В 1463 году, на Пасху, он спустился в пещеры, чтобы покадить во время пасхальной утрени. Дойдя до места, которое называлось «община», от переполнившей его радости Дионисий воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!». В ответ Дионисию, из гробов громоподобно донеслось: «Воистину воскресе!». Произошедшее настолько сильно потрясло монаха, что он стал затворником и оставался им до конца дней своих.

В происходящие в пещерах чудеса можно верить, а можно не верить. Но зафиксированы многочисленные исцеления от тяжких недугов у тех, кто посещал пещеры. Как в давние времена, так и в наше время.

Источник: http://repin.info/d

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.