Всадники Апокалипсиса: предвестники бедствий

  Дата публикации: 14 Апрель 2013 l автор:

В шестой главе Откровения Иоанна Богослова рассказывается о четырёх всадниках, каждый из которых связан с какими-либо бедствиями в ходе предшествующих Второму Пришествию и Страшному суду событий. На протяжении столетий продолжаются богословские, философские, художественные и научные попытки интерпретировать образ всадников Апокалипсиса, разгадав заложенный в них смысл. Вариаций множество: от конкретного отождествления каждого из всадников последовательно с Мором, Войной, Голодом и Смертью, до обозначения общей картины мировой истории со сменяющими друг друга эпохами.


Всадник на белом коне

Первым, согласно тексту Апокалипсиса, появится всадник на белом коне: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Трактовки этого образа:

  • христиане I века иногда «узнавали» в этом всаднике парфянского царя Вологеза I, перед которым в ходе военных действий 62 года нашей эры капитулировала римская армия;
  • версия о том, что этот всадник символизирует сонм апостолов, распространивших христианство по миру, если трактовать шире — в целом побеждающая сила христианской проповеди;
  • интерпретация всадника как Святого Духа;
  • интерпретация всадника как Христа;
  • интерпретация всадника как антихриста, который будет выдавать свом дела за праведные (белая масть коня) и добьётся власти почти над всем человечеством (эпитет «победоносный»).

Всадник на рыжем коне

Вторым в Откровении появляется всадник на рыжем коне: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Трактовки этого образа:

  • христиане на раннем этапе своей истории, то есть современники апостола Иоанна Богослова, в ряде случаев истолковывали образ всадника на рыжем коне с конкретными событиями 61 года нашей эры, когда в римской провинции Британия произошло кровопролитное восстание;
  • версия о том, что в этом образе представлены особенности служения апостолов: с одной стороны, они проповедовали учение, о котором сам Христос сказал «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч»; с другой стороны, почти все апостолы умерли мученической смертью от рук язычников, как и многие другие ранние христианские мученики, погибшие в ходе гонений на веру;
  • наиболее распространённая версия — данный всадник символизирует войну вообще, войну как средство проявления божественного гнева на грешников, войны, предшествовавшие непосредственно явлению антихриста, гражданскую войну как наиболее трагический и кровопролитный вид войн.

Всадник на вороном коне

Третьим, согласно повествованию, появляется всадник на вороном коне: «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Трактовки этого образа:

  • христиане I века связывали данный образ с голодом, поразившим в 62 году нашей эры Палестину и Армению;
  • основная версия о том, что всадник на вороном, то есть чёрном коне, символизирует собой голод. Об этом свидетельствует наличие в руках у него меры (то есть весов), связанных с делением продуктов питания, прежде всего хлеба, во время голода. Сопровождающая появление этого всадника фраза может говорить о том, что во время предстоящего голода будет дефицит зерновых культур, а более приспособленные к засухам виноградные кусты и оливковые деревья пострадают меньше. Соответственно, чёрный цвет коня олицетворяет смерть в результате голода.

Всадник на бледном коне

Последним, четвёртым появляется всадник на коне, масть которого обозначена как «бледный»: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными». Четвёртый всадник единственный из описанных в Апокалипсисе всадников, имя которого называется прямо — это Смерть. При этом это не просто смерть, которая уже проявляется в предыдущем всаднике на вороном коне, но Смерть, которой предназначено открыть ворота ада, откуда на землю ринутся различные бедствия. Существует художественная традиция изображать последнего всадника с мечом или косой в руке, однако в самом тексте нет указаний на наличие у всадника каких-либо особых атрибутов.

Кроме того, довольно активно среди толкователей обсуждалась масть коня — «конь бледный». Существуют различные варианты конкретного цвета, обозначенного в Откровении: пепельный цвет, бледно-зелёный цвет, мышастая или пегая масть, реально существующая среди лошадей. Но почти все толкователи сходятся в том, что «бледность» коня призвана символизировать цвет трупа, окоченевшего мёртвого тела.

Александр Бабицкий

Источник: http://planetatain.ru/

Рекламный блок

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.