Зелёные святки

  Дата публикации: 24 Июнь 2012 l автор:

Русичи верили, что в это время в лесах да лугах можно найти растения, способные превратить человека в невидимку, излечить от всех болезней, отыскать несметные сокровища под землёй и научиться понимать язык зверей и птиц. Такой волшебный период называли зелёными святками.

Магические дни.

С принятием христианства на Руси зелёным святкам «оставили место» между Троицей и Петровым днём. Они считались «золотой серединой», главным рубежом между зимой и летом, когда приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Это единственное, что осталось от языческих обрядов зелёных святок на Руси. сейчас мало кто знает, что это был самый благоприятный период для контактов «этого» и «иного» миров. По представлениям наших предков- славян в святочные дни на болотах и берегах водоёмов появлялись русалки— души умерших девушек и детей. сие мистическое время было благоприяным для запаса оберегов от нечистой силы на целый год вперёд, а слова слова заклинаний на хороший урожай и приплод скота становились особенно сильными. Ветви берёзки- символ лета и неисчерпаемой жизненной силы- украшали венками, лентами и полотенцами, водили вокруг них хороводы, а потом безжалостно обрывали листочки и веточки, сушили их и хранили в укромном месте. Верили предки, что такая икебана обладает мистической силой.

На зелёные святки, дабы обеспечить будущий высокий урожай, служили специальный молебен. Селяне от мала до велика «плакали на цветы», роняли свои слезинки на пучок цветов или дёрн.

Ты ль мой милый.

Так же , как и зимние, зелёные святки не обходились без гаданий. Молодые девушки бросали в воду венки, ворожили на замужество.Те, кому не терпелось поскорее зажечь свой семейный очаг, жгли борону и проводили бороздну до дома возлюбленного. Молодые парни и девчата устраивали совместные гуляния,их игры приобретали всё более открытую эротическую окраску. Они вместе купались в озёрах, взявшись за руки, прыгали через костёр, огонь которого символизировал любовное горение, били друг дружку крапивой, призывая к любовной игре, и пели шаловливые песни до самого утра.

Ох эта свадьба.

Но самой интрегующей была игра «в свадьбу». Среди молодёжи и ззамужних женщин выбирали «жениха» и «невесту», и начиналась свадьба понарошку. С разудалым весельем пару «сватали», «женили» и  отправляли на брачное ложе. А могли из соломы и тряпок сделать чучела мифологических персонажей (Кукушки и Кукуна, Русалки и Русалима), украсить их «эротическими атрибутами» и оставить «ночевать». Только почему- то поутру «молодые» не желали отвечать на вопрос:»Как вы ночку провели молодица с молодцом?» Такие игры «шаловливых» предков нередко превращались в настоящее бесчинство с пением «срамных» песен, сквернословием и изображением неприличных жестов и знаков. Наутро, опомнившись, все участники ночного веселья шли к святому месту и молились о прощении «срама и греха».

Кукушка- кума.

Девушки скромного поведения приходили в рощу только чтобы «покумиться». Находили две одинокие берёзки, связывали их ветви красивыми ленточками в виде венка, клали на него соломенную кукушку. Молодицы, которые хотели покумиться(«крестить кукушку»), ходили навстречу друг другу вокруг берёзы, трижды целовались свкозь венок и обменивались жёлтыми или красными крашенными яйцами. Вообще, кукушка у славян имела очень большое ритуальное и мистическое значение. Славяне верили, что втней сосредоточены человеческая душа и сердечная печаль по умершим родственникам. Неспроста в зелёные святки прислушивались к кукушкам, севшим на ветви берёзы.

(Г, Соколовская, по материалам газеты «ПресКоктейль»№6(51) июнь 2008г.)

Рекламный блок
  1. Светлана, поздравляю Вас с первыми публикациями!
    Спасибо за расширение кругозора.

  2. БлагоДарю за поддержку! не думала, что понравится. Мне данная статья очень нравится и долго лежала в тетрадочке. Подумала- а вдруг и ещё кому понравится. Блага тебе!

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.